Еф.5:28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Руководство в любви Апостол Павел объясняет значение главенствующей роли, увещевая мужей не властвовать над своими жёнами, но любить их, как Христос возлюбил Церковь (Еф. 5:25). Поставив акцент именно так, Павел призывает мужей вырабатывать не руководство власти, контроля, компетенции или доминирования, но руководство в любви. Христос показал на примере руководства церковью готовность пожертвовать Собой ради её освещения («чтобы освятить её - стих 26), очищения («очистив банею водною» - ст. 26) и прославления («чтобы представить её Себе славною Церковью» - ст. 27). Вот как я должен руководить женой, любя её жертвенной, без всяких условий, любовью Иисуса. Иисус так любил Церковь, что отдал всё за неё - равенство с Богом, небесное величие и славу, право на земную семью, понимание и уважение друзей, справедливый суд и человеческую смерть. Это руководство всеобъемлющей жертвенной и безусловной любви без всяких прав. Будучи мужем, представляю ли я собой такого главу, который хотел бы отдать всё для благосостояния своей жены и детей. Христова любовь очищает и улучшает церковь. Посредством Своего Духа, Христос делает всё, «чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока» (Еф.5:27). Иисус любит так, чтобы сделать каждого верующего таким же чистым и совершенным, как и Он. «А моя любовь к моей жене омывает ли её внутренние раны и обиды, улучшает ли её характер? Помогаю ли я Иисусу делать её святой и непорочной или только усложняю Его работу? Христос не подавляет и не вытесняет мой характер, но позволяет ему расцветать и использовать его на полную мощность. А моя жена подавляется или обогащается моими с нею взаимоотношениями?» Не спросит ли у меня однажды Бог: «Любил ли ты свою жену так же, как я любил тебя?» Что мы на это скажем? Будем ли мы оправдываться, говоря: Ну, знаешь ли, Господи, я любил свою жену во многих сферах, я обеспечил ей все материальные нужды и поддерживал многие её планы и инициативы. Но очень трудно было любить её полностью, потому что она не всегда подчинялась. Иногда она настаивала на своём, не уважая мои чувства и наставления. И помни, Боже, ей не всегда можно было доверять. Иногда она оставляла меня с детьми дома и шла развлекаться. Как я мог любить её беспрекословно? И Господь ответит: «Я никогда не спрашивал тебя о слабостях твоей жены. Я спросил: любишь ли ты её так же беспрекословно, как Я люблю тебя?» Бог знает слабости наших супруг, как знает и наши собственные недостатки. И всё же. Он призывает нас, как мужей, практиковать руководство в любви, первыми прощая ошибки наших жён, первыми строя и взращивая наши брачные взаимоотношения, первыми принимая на себя ответственность за физические, социальные, эмоциональные и духовные нужды наших жён и детей. Показывать руководство в любви нелегко. По правде сказать, это невозможно сделать нам самим. Это можно сделать, только принимая силу Святого Духа. Вот почему Павел начинает свои рассуждения о правильных взаимоотно-шениях между мужем и женой, родителями и детьми, слугами и хозяевами, призывая христиан: «Исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Только получив силу Святого Духа, можно начать любить свою жену, как Христос любил церковь, а жена подчинится мужу, как Господу. Руководство в служении. Главенствующая роль мужчины в жертвенной любви особенно ярко проявляется через готовность служить своей жене и детям. Это не значит, что он находится под властью членов своей семьи или что он выполняет их приказания. Наоборот, это значит, что он служит своей семье, оказывая им любящие, разумные и ощутимые услуги руководства. Главенствующее положение в Писании предполагает руководство в служении. Христос является главой церкви не потому, что Он пришёл, чтобы церковь служила Ему, но чтобы служить ей (Матф. 20:28). Существует коренное отличие между тем, как смотрит Бог и как смотрит мир на руководство. «Вы знаете, - объяснял Иисус, - что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». (Мк. 10:42-44). Муж осуществляет руководство в служении, ведя, вдохновляя, защищая, предусматривая и заботясь о жене и детях. Как жена имеет уникальную способность произведения потомства, так муж обладает способностью обеспечивать и защищать. «Господь, - пишет Елена Уайт, - поставил мужа главою над своей женой, чтобы быть её защитником (отсюда и «супруг»), но он сопряжён с семьёй, связывая всех членов её вместе, как и Христос является главой церкви и Спасителем её освященного тела». Пётр подчёркивает это, говоря: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7). Жена является «слабой половиной» не морально, духовно или интеллектуально, но физически. Рассудительный муж защитит её от таких тяжёлых заданий, как перестановка мебели, ремонт автомобиля, пересадка деревьев, установление забора, строительных работ. Иногда муж должен охранять её здоровье, перекладывая на себя часть её ответственности. Говоря о муже, Елена Уайт писала: «Если он желает, чтобы она была здорова и довольна, чтобы она была солнечным лучом в доме, пусть он поможет ей нести её ношу. Его доброта и любящая обходительность будут для неё драгоценным ободрением, и счастье, которым он делится, принесёт радость и мир его собственному сердцу». Она продолжает, что если мать лишена заботы и внимания своего мужа, «если она позволяет истощиться своей силе из-за чрезмерной работы или беспокойства или уныния, её дети лишаться той жизненной энергии, и гибкости ума, и жизнерадостности, которую они должны унаследовать». Главенствующая роль как управление Важным аспектом главенствующего положения мужа является обеспечение заботливого и компетентного управления семьёй. Это предполагает установление и поддержание руководства, расстановку приоритетов и взятие на себя ответственности. В своей книге «Жизнь христианина в доме» Джей Адаме пишет: «Муж как глава семьи является её управляющим. Он является головой; голова не выполняет работу всего тела. Муж не должен отвечать на каждый вопрос или думать за свою жену, это неправильно. Нет, он должен признать, что Бог дал ему жену, чтобы она была его помощницей. Хороший управляющий посмотрит на свою помощницу и скажет: «У неё есть определённые способности. Если я буду управлять своим хозяйством хорошо, я увижу, что. все до последнего из её талантов разовьются и будут использованы во всей полноте». Он не захочет раздавить её как личность, а наоборот, будет стремиться привести её к полнейшему расцвету». В хорошо устроенной семье муж будет осуществлять руководство, беря на себя часть обязанностей, а не отрекаясь от них. Это предполагает, что он будет принимать к во внимание мысли, таланты и убеждения своей жены и детей. От жён ожидается, чтобы они «управляли домом» (1 Тим. 5:14), умело распоряжаясь всем, что в доме. Мудрая женщина из 31 главы Притч эмоционально и физически способна работать творчески и самоотверженно. «Частично причину конфликтов и замешательств, которые мы видим в домах сегодня,- пишут Ларри и Нордис Кристенсон, - следует искать в слишком упрощенном понимании руководства. Быть главой в доме - это значит нечто большее, нежели занять место на капитанском мостике и выкрикивать команды. Это значит - брать на свои плечи ответственность за разумное и точное руководство своей семьёй. Хорошие идеи могут быть не только у мужа. Его жена и дети, как и их окружение, могут сказать много важного о том, что должна делать семья. А ответственность мужа в том и заключается, что он должен взвесить каждое предложение, определить, что делать, и проследить за выполнением. Муж несёт нелёгкую ответственность за результат своих решений. Если семья не проводит семейных богослужений или не ходит в церковь. Бог спросит с мужа. Если дети не послушны и восстают против родителей, в первую очередь виноват в этом отец. Бог осудил Илия, а не его жену за воспитание двух порочных сыновей (1 Царств 3:13). Семья без компетентного и посвященного руководства отца, как компания без спосооного президента, в особых случаях организация развалится очень быстро. Сегодня одна из самых больших нужд в Америке заключается в том, что ей необходимы мужья и отцы, которые обеспечивают своим семьям не только финансовую поддержку, но и моральное и духовное руководство. Руководство как обеспечение Важную часть главенствующего положения мужа в служении занимает его ответственность по обеспечению своей жены и детей пищей, одеждой, жильём и образованием. Эта святая обязанность возложена на мужа Богом. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Тем не менее, не достаточно только обеспечивать основные жизненные потребности. Это очень распространённое недопонимание мужей. Они обычно говорят: «Я много работаю, чтобы обеспечить жену и детей всем необходимым. Что ещё им нужно от меня?» Или: «Моей жене нечего жаловаться, потому что она имеет больше, чем большинство женщин». Обеспечить жизненно важные потребности нашим жёнам и детям - этого недостаточно, чтобы разделить с ними всю жизнь. Наши жёны выходят замуж не за наши кошельки. Чего не хватает в нас многим жёнам, так это не нашей платежеспособности, внимания, присутствия и дружбы. Наши супруги хотят быть замеченными, оцененными, хотят, чтобы им уделили время. Очень часто именно чувство, что на них не обращают внимания, толкает женщин на поиски других мужчин, которые готовы уделить им время и внимание. Совет Петра мужьям понятен: «Будьте рассудительны, живя со своими жёнами» (1 Петра 3:7, перевод с англ.). Греческий глагол «жить» буквально значит "быть с ними дома". Просто быть дома с жёнами, вместо того, чтобы ходить по друзьям, - этого недостаточно. Муж может быть дома, но он не замечает свою жену, уставившись в телевизор. Как глава дома, муж должен научиться уделять часть себя другим. Он должен научиться выделять особое время каждый день; чтобы оказывать всё своё внимание жене и детям. Пользу такой практики нельзя переоценить. Руководство в дисциплинированней и наставлении Как глава семейства, муж должен взять на себя ответственность за моральное и духовное развитие своей семьи. В Ветхом Завете Бог наставляет отцов быть прилежными, обучая детей Его заповедям: "Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу... и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь" (Втор. 11:18,19). Подобное наставление дано отцам и в Новом Завете: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:4). Две сферы, в которых муж должен взять на себя "главную ответственность" - это "дисциплинирование и наставление". Привитие должной дисциплины является основным для развития характера ребёнка. Слишком часто мужья отказываются от ответственности за моральное и духовное руководство домом, ожидая, что их жены возьмут на себя эти функции. В результате, всё больше и больше жён вынуждены служить духовным и нравственным руководителем в доме. Когда такое происходит, страдают дети, а брачные взаимоотношения становятся натянутыми. Дети страдают потому, что они лишены важного образца мужа, как авторитетной фигуры и лидера в доме. Брачные взаимоотношения натянуты, потому что жена может возмущаться неспособностью своего мужа быть духовным и нравственным наставником в семье, а муж может реагировать на свою неудачу, находя её реализацию вне дома. Несмотря на все мужененавистнические нападки женщин-либералов, "именно отсутствие мужского авторитета, - как указывают Ларри и Норис Кристенсон, - поражает американские семьи, как чума". Мы очень быстро становимся матриархальным обществом, когда главным образом женщины отвечают за обучение и дисциплину детей, поддерживают семью, содержат дом, руководят богослужением в семье, участвуют в церковных и общественных делах. "Проблема,- как уместно отмечают Кристенсоны, - в массовом сложении полномочий мужчинами. Американские семьи сегодня нуждаются не в искусственном "равенстве" между мужем и женой. Равенство уже дано Богом, его надо только открыть для себя. Руководство - вот что нужно. Пусть мужчины возьмут на себя ответственность быть главой семьи, а жёны найдут под их авторитетом свободу, освобождение, какие не могут гарантировать никакие конституционные поправки". Руководство как законотворчество и священство Отец-христианин не должен предавать свою святую обязанность быть законодателем и священником в семье. Елена Уайт подчёркивала эту важную функцию, говоря: "Отец является центром среди членов семьи. Он является законодателем, показывая собою все сильные качества мужского пола: энергию, прямоту, честность, спокойствие, мужество, усердие и практическую полезность. Отец в этом смысле является священником в семье, возлагающим на Божий алтарь утреннюю и вечернюю жертву... Он трудится вместе с Богом, осуществляя милосердные проекты Бога и устанавливая для своих детей твёрдые принципы, способствующие становлению чистого и добродетельного характера, потому что он своё сердце наполнил тем, что поможет его детям проявлять послушание не только к своим земным родителям, но также и к их Небесному Отцу". Как мужья, мы полностью ответственны за нравственное и духовное развитие наших семей. Дети, естественно, смотрят на отца, как на образец нравственности. Больший рост, большая сила, мощный голос отца сами говорят детям об авторитете отца и его главенствующем положении. Вот почему матерям так нужно вовлекать своих мужей в поддержание дисциплины. Отцы служат тем основанием, на котором строится родительский авторитет. Мы, отцы, нуждаемся в том, чтобы заниматься дисциплиной наших детей, наблюдая борьбу за власть между жёнами и детьми. Мы должны брать на себя ответственность за любую проблему в поведении наших детей, которая вызвала эмоциональный стресс у наших жён. Мы обязаны находить время, чтобы общаться с нашими детьми, чтобы определить их духовные и нравственные нужды. Мы должны служить священниками в доме, руководя семьёю в ежедневных богослужениях и перепосвящая себя Христу каждый день. Семейное богослужение является символическим центром духовного посвящения семьи. Организовывая семейные богослужения, муж учит членов семьи искать у Бога мудрости и силы и ставить Бога на первое и главное место в. своей жизни. Заключение Главенствующее положение мужа, как мы видели, на практике не означает повелевать семьёю, отдавая приказы жене и детям; оно означает взять на свои плечи ответственность за обеспечение заботливого и разумного руководства. Сюда относится и руководство в любви, что значит любить своих жён жертвенной и безусловной любовью Иисуса; главенство в служении, проявленное в нашей готовности оказывать разумные и ощутимые услуги нашим жёнам я детям; главенствующее положение в управлении, которое видно из установленных нами приоритетов и осуществления руководства; главенство в обеспечении наших жён и детей не только пищей, одеждой, кровом, но и личным вниманием, присутствием и дружбой; главенствующее положение в дисциплинированности и наставлении, показываемое тем, как мы берём на себя главную ответственность в установлении должной дисциплины и осуществлении наставлений детям; главенство в законодательстве и священстве, проявляемое во взятии на себя ответственности за нравственное и духовное развитие членов семьи. Словом, на практике главенствующее положение мужа означает готовность служить семье, обеспечивая физические, эмоциональные, социальные, умственные и духовные нужды наших жён и детей. Именно образцом такого руководства был Христос, достойный пример подражания для мужей. Samuele Bacchiocchi, доктор философских наук, профессор теологии. Университет Эндрюса.
В Мой Мир
|