В современном мире понятия «верующий человек» и «христианин» очень размыты. Многие считают, что поверить в Иисуса Христа и сделаться Его последователем означает просто мысленно согласиться с тем, что Бог есть и что Христос приходил 2 000 лет назад на нашу землю. Другие думают, что, если их родители были верующими людьми и крестили их в младенчестве, это и означает, что они христиане.
Но давайте посмотрим, что говорит Библия о том, как и когда человек становится христианином.
Значение слова "христианин"
О появлении первых христиан рассказывает книга Деяний апостолов. После того, как Иисус Христос воскрес и вознесся на небеса, Дух Святой сошел на Его учеников-апостолов, и они стали в разных местах проповедовать о Господе.
«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деяния святых Апостолов 11:26).
Каково происхождение слова «христианин»?
В греческом языке суффикс «-ианин» указывает на принадлежность к какой-либо партии, группе, сообществу. Вот пример: «Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» (Евангелие от Марка 3:6). В этом тексте мы встречаем слово «иродиане». Так называли тех, кто был сторонником Ирода, иудейского царя, и принадлежал к его партии.
Христианин - это тот, кто входит в группу последователей Иисуса Христа. Такое общество людей, верующих в Спасителя, впервые было собрано Им Самим, когда Он жил на земле. Вот как описывает Библия появление организации, которую можно назвать первой христианской церковью (слово «церковь» является переводом греческого слова «экклесия», то есть «собрание людей»): «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих, и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами... чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь... После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать» (Евангелие от Луки 6:12,13; 8:1; от Марка 3:14).
Подчеркивая единство и духовную близость последователей Иисуса с Богом и друг с другом, апостол Павел называет церковь «Телом Христа» (Послание к Колоссянам 1:24).
Итак, христианин - это тот, кто является членом христианского сообщества, христианской церкви.
Всем известно, что для того, чтобы стать частью какой-либо организации, недостаточно просто принять такое решение. Существуют различные способы вступления в определенные сообщества: написание заявления, клятва и другое.
А что нужно сделать, чтобы стать членом христианской церкви?
Как Вы, наверное, уже догадались, существует только один путь, и это, конечно же, крещение.
Почему так важно рождение свыше
Однажды ночью к Иисусу пришел Никодим, один из религиозных наставников иудейского народа. Увидев духовное состояние этого человека, Христос сказал: «...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Евангелие от Иоанна 3:3).
Никодим не понял смысла этих слов. Как может уже взрослый человек родиться заново? Иисус объяснил ему: «...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна 3:5).
Итак, мы видим, что «рождение свыше» включает в себя «рождение от воды», то есть принятие водного крещения, и «рождение от Духа», означающее полное внутреннее преобразование личности. Эти два действия непосредственно связаны между собой. Обряд крещения является наглядным символом уже произошедшего изменения человеческого сердца. Церковь крестит верующего, свидетельствуя этим, что Святой Дух начал в его жизни Свою спасительную работу. Человек позволил Богу обличить его во грехе, принял это обличение, покаялся и получил прощение и очищение.
Искренне верующий в Иисуса будет всем сердцем стремиться к крещению. Вспомним пример евнуха-эфиоплянина:
«Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
А место из Писания, которое он читал, было сие: "как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился, но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его".
Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деяния святых Апостолов 8:26-37).
За довольно короткое время язычник-эфиоплянин, который давно уже проявлял интерес к Священному Писанию, смог понять Божественный план спасения и уверовать во Христа. Филипп увидел, что перед ним человек, достойный называться христианином: «И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деяния святых Апостолов 8:38,39).
Так человек смог ответить на Божий призыв, самым коренным образом изменив свою судьбу. Крещение стало его первым решительным шагом на пути к вечной жизни: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Евангелие от Марка 16:16).
Сам Господь, прежде чем начать Свое земное служение, дал нам пример, когда крестился на Иордане. Вот как описывает это особое событие Слово Божье:
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея 3:13-17).
Библейский способ крещения
Сегодня люди крестятся самыми различными способами: через погружение в воду, через обливание водой, кропление, посыпание лепестками роз, некоторые крестятся даже в снегу.
Какой из способов крещения правильный? Это чрезвычайно важный вопрос. Крещение символизирует полное преобразование внутреннего мира человека, и поэтому совершить его надо в согласии с Божественным установлением.
Апостол Павел пишет: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Послание к Ефесянам 4:5).
Каков же библейский способ крещения?
«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Книга пророка Иеремии 6:16).
Чтобы найти этот древний добрый путь, которым прошел когда-то Иисус Христос и Его апостолы, мы откроем страницы Святого Евангелия.
Самым первым крестить людей стал Иоанн Креститель. Его задачей было приготовить людей к тому, что грядет Господь. Призывая народ к покаянию, он указывал ему на грядущего Спасителя мира. Вот что он говорил о своей миссии: «...я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете: Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его... Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Евангелие от Иоанна 1:26,27,31).
Итак, Иоанн Креститель, говоря людям об Иисусе Христе, крестил их в воде.
Еще один отрывок из Евангелия указывает нам на библейский способ крещения:
«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои... А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Евангелие от Матфея 3:5,6; от Иоанна 3:23).
Итак, библейское крещение совершалось в воде.
Река Иордан, как и многие другие горные реки, достаточно мелководна, в ней встречаются пороги и мели. Евангелие уточняет, что Иоанн крестил в том месте Иордана, где было много воды.
Зачем для крещения нужно большое количество воды? Библейское понятие крещения основано на значении древнегреческого слова «баптисма» - погружение, крещение. И действительно, библейское крещение всегда совершалось полным погружением человека в воду. Почему?
Наше спасение стало возможным благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа. Он умер, понеся на Себе наши грехи, и воскрес, дав нам новую праведную жизнь.
Обряд библейского крещения подчеркивает наше участие в смерти и воскресении Христа. Дело в том, что если мы приняли Иисуса своим Господом и Спасителем, то, как многократно об этом говорит Библия, мы живем в Нем, а Он - в нас.
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Послание к Римлянам 6:3,4,6).
Погружаясь в воду, крестящийся человек уподобляется умершему. Его тело как бы погребено в водную могилу, при этом его глаза закрыты, дыхание приостановилось. Затем, поднимаясь из воды, верующий, подобно только что родившемуся младенцу, делает глубокий вдох, наполняясь новым дыханием жизни.
Хотя в 1545-1563 годах на Тридентском Католическом Соборе кропление и обливание водой при крещении официально были признаны равнозначными полному погружению, нигде в Библии мы не найдем основания для этого постановления. В Новом Завете представлен только один способ крещения - через полное погружение в воду. Все остальные разновидности этого обряда не являются библейскими.
Итак, крещение означает смерть греховной, плотской сущности человека и воскресение его для обновленной жизни во Христе. Принимая этот обряд с верой в искупление, совершившееся однажды на Голгофе, раскаявшийся грешник перед всем миром свидетельствует об исповедании Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Имя человека, рожденного свыше, записывается в небесной книге жизни.
На кресте Иисус восстановил разрушенные отношения между Богом и людьми, сделав все необходимое для нашего спасения. Но Его жертва не лишает смысла и значимости крещение каждого отдельного человека, который тем самым подтверждает, что он верой принимает эту жертву и Божью благодать. Отныне он дает Богу обещание служить Ему всем своим сердцем и жить в согласии с Его словом.
«Так и нас ныне... крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Послание Петра 3:21).
«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Послание к Коринфянам 5:17).
«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Послание к Галатам 2:20).
Нужно ли крестить младенцев?
Давайте посмотрим, каким условиям, согласно Библии, должна соответствовать жизнь человека, чтобы ему можно было принять крещение.
Во-первых, по словам Иисуса Христа, прежде чем совершить это действие, человек должен получить определенные знания о пути, ведущем к спасению. Посылая Своих учеников на проповедь Евангелия, Иисус сказал им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Евангелие от Матфея 28:19,20).
Во-вторых, необходима вера. Недостаточно просто знать истину о Христе, нужно в нее уверовать всем сердцем. Когда евнух, вельможа эфиопской царицы, услышал проповедь о Спасителе мира и спросил Божьего вестника, можно ли ему креститься, Филипп ответил: «Если веруешь от всего сердца, можно» (Деяния святых Апостолов 8:37).
Третьим необходимым шагом на пути ко крещению является признание своей греховности и покаяние. Проповедуя в день Пятидесятницы, Петр призывал своих слушателей: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деяния святых Апостолов 2:38). Покаяние означает внутренний поворот на 180 градусов от своих грехов, желание соответствовать высшим идеалам, быть образом и подобием Божьим. Не стоит принимать крещение человеку, который не собирается просить Господа изменить его жизнь.
Давайте теперь задумаемся, имеет ли смысл крестить младенцев, которые не способны не только уверовать и покаяться, но даже просто понять Божий план спасения? Можно ли принять подобное решение без согласия самого человека? Будет ли такое крещение действительным?
Родители-христиане могут после рождения ребенка просить Бога благословить его, тем самым вверив свое дитя в любящие руки Господа. Они также призваны воспитывать своих детей в духе почитания Небесного Отца. С любовью и верой должны они учить своих детей библейским истинам и быть для них святым примером. Но окончательное решение о крещении человек должен принять сам.
Велико горе родителей, когда дети умирают в юном возрасте. И многих волнует вопрос, что будет с их детьми, если они не были крещены? Исследуя Библию, мы узнаем, что в Царстве Божьем среди спасенных обязательно будут и самые маленькие:
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их... И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Книга пророка Исаии 11:6,8).
Велика милость всемогущего Бога, и мы можем полностью доверить будущее своих детей Тому, Кто однажды сказал:
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14).
Можно ли креститься повторно?
Возможно, у многих возникнет вопрос: «Что же делать, если меня уже крестили в младенческом возрасте? Неужели я должен принимать крещение повторно?»
Не будем забывать, что главным авторитетом для нас является Слово Божье. Только открыв Библию, мы сможем узнать волю Господа и получить ответ и на этот очень важный вопрос.
В Новом Завете описан следующий случай. Когда апостол Павел пришел проповедовать в языческий город Ефес, он нашел там группу крещенных людей. В их исповедании веры были серьезные пробелы: они ничего не знали о Духе Святом, также они имели очень смутное представление о миссии Христа и Божьем плане спасения. Таким образом, хотя они и были крещены, но не были перед этим научены христианским истинам.
Давайте прочитаем этот отрывок:
«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав?
Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деяния святых Апостолов 19:1-5).
Нельзя сказать, что эти люди до встречи с Павлом имели веру, достаточную для принятия крещения. «...вера - от слышания» (Послание к Римлянам 10:17), а «...как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» (Послание к Римлянам 10:14). Поэтому, несмотря на то, что они уже были крещены, Павел крестил их повторно, так как в первый раз не были выполнены библейские условия.
Итак, Священное Писание учит нас, что обряд крещения, установленный Богом, - это сознательное действие человека, наученного, раскаявшегося и уверовавшего в Спасителя. Если когда-то принятое Вами крещение не таково, оно не является истинным. Это значит, что Вы нуждаетесь в том, чтобы заключить завет с Господом библейским способом.
Обречены ли некрещенные?
Слышали ли Вы историю о распятом рядом со Христом разбойнике, раскаявшемся в последние минуты своей жизни?
Уверовав, он «родился от Духа», приняв Иисуса как своего Господа.
Была ли у разбойника возможность сойти с креста и погрузиться в воду в знак преображения своего сердца? Нет. Все, что он мог сделать перед смертью, - это исповедать свою веру во Христа. И Бог принял его исповедание.
Хотя этот человек окончил свою жизнь, так и не успев креститься, Спаситель пообещал ему вечность в Своем Царстве. Какой триумф веры! Всего несколько минут понадобилось для того, чтобы обреченный грешник смог выбраться из пропасти отчаяния и обрести «превосходящую разумение любовь Христову» (Послание к Ефесянам 3:19).
Для тех, кто, подобно разбойнику на кресте, физически не в состоянии принять библейское крещение, достаточно одной веры в Иисуса. Всякий человек, где бы он ни находился, может обрести спасение, если только всем сердцем примет искупительную жертву Иисуса Христа и покается.
Христос открыто исповедовал Свою любовь к Вам, вместо Вас умирая в страшных мучениях на кресте.
Готовы ли Вы так же открыто засвидетельствовать о своей вере в Сына Божьего, об искренней и полной преданности Ему? Начали ли Вы новую жизнь во Христе? Приняли ли Вы крещение?..
«Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деяния святых Апостолов 22:16).
«Дорогой Господь, Ты засвидетельствовал однажды перед всей Вселенной, как сильно Ты любишь каждого человека. Помоги мне также не скрывать от людей свою веру и желание следовать за Тобой. Пусть свет Твоей любви откроется моим родным и близким. Даруй мне мужества в принятии важнейшего решения о крещении и будь моим постоянным Путеводителем по дороге жизни. Благодарю Тебя за Твой святой пример. Хвала и слава Тебе - Отцу, Сыну и Духу Святому. Аминь».
В Мой Мир
|