Превращение текущих впечатлений, ощущений, информации в устойчивую память давно интриговало ученых. Механизм, который заставляет мозг хранить одни впечатления и позволяет другим исчезнуть, в последнее время стал более понятным. Что же такое память? Память — это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании в процессе жизнедеятельности. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Если у человека есть проблемы с памятью, возникают проблемы в обучении, трудовой деятельности, приобретении простейших бытовых навыков. Проблемы с памятью могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. Как мы запоминаем? Все поступающее в наш мозг оставляет свой след. Малозначимая информация запомнится на считанные минуты (кратковременная память), а значимая, весомая — на годы (долговременная память). Долговременная и кратковременная память сохраняются в связях между нейронами, в местах контакта между ними (синапсы), где отросток нейрона, передающий сигнал (аксон) «соседу», встречается с одним из десятков выростов соседнего нейрона, принимающих сигнал и называемых дендритами. Память формируется как следствие прохождения сигналов через синапсы. Сообщения начинают передаваться от одного нейрона (пресинаптическая клетка, или первый нейрон) к другому (постсинаптическая клетка, или второй нейрон) тогда, когда электрический импульс достигнет кончика аксона первого нейрона. Импульс, пришедший в окончание аксона, заставляет синаптические пузырьки, хранящиеся в пресинаптическом нейроне, высвобождать химические вещества, называемые нейромедиаторами, в синаптическую щель — узкий зазор между аксоном и дендритом второго, постсинаптического, нейрона. Нейромедиаторы оседают на рецепторах дендрита второго нейрона, запуская процесс превращения энергии химической реакции в электрическую — процесс деполяризации второго нейрона. Когда информация в виде нервного импульса проходит через синапс, это приводит к тому, что он на какое-то короткое время становится, в сравнении с другими синапсами, более чувствителен к новым импульсам, т. е. повышается эффективность прохождения последующих сигналов именно через него. И таким образом информация кратковременно запоминается нами. В случае кратковременной памяти этот эффект длится всего минуты или часы. При долговременной памяти повышение чувствительности синапса становится практически постоянным. Процесс долгосрочного запоминания протекает под контролем специальных белков, выделяемых самими нейронами, которые усиливают синаптическую связь. Эти белки могут добавлять новые рецепторы или как-то иначе изменять постсинаптическую часть синапса, а также, возможно, влиять на пресинаптическую клетку. Они могут распространиться по всей клетке, но окажут влияние только на те синапсы, которые претерпели временное повышение своей эффективности, и повысят силу этих связей на длительное время; как результат, сформируется долговременная память. Мы не всегда заранее знаем, какие события следует сохранить в памяти надолго, а какие забыть. Оперативная память, необходимая для действий в настоящее время, обеспечивается кратковременными изменениями силы отдельных синапсов. Но если событие достаточно важное или повторяется многократно, то синапсы заставляют нейрон выдавать нервные импульсы интенсивно и многократно, утверждая тем самым: «Это событие следует запомнить». Включаются соответствующие гены, белки памяти оты¬скивают те синапсы, в которых удерживается кратковременная память, и, можно сказать, помечают их клеймом длительного запоминания. Таким образом, каждые надолго запомнившиеся события, информация или действия «протаптывают» «дорожку» в мозге, которая соединяет собой несколько нейронов. По этой «дорожке» и бегает нервный импульс каждый раз, когда мы вспоминаем информацию или повторяем заученное действие. Где содержится наша память? В структурах мозга, относящихся к лимбической системе, хранятся приобретенные привычки, эмоции. Здесь локализована долговременная поведенческая память человека, все то, что определяет его природную интуицию. Все, что связано с сознательно-произвольной деятельностью, хранится в неокортексе, различных зонах мозговой коры. Лобные доли мозга — сфера словесно-логической памяти. Здесь чувственная информация трансформируется в смысловую. Каждое полушарие и каждая зона мозга вносит свой вклад в формирование памяти. Наряду с индивидуальной памятью, приобретаемой в процессе жизнедеятельности, в мозге существуют структуры генетической памяти. Эта наследственная память локализована в таламо-гипоталамическом участке мозга. Здесь находятся центры инстинктивных программ поведения — пищевые, оборонительные, половые, — центры удовольствия и агрессии. Это центры глубинных биологических эмоций: страха, тоски, радости, гнева и удовольствия. Здесь хранятся эталоны тех образов, реальные источники которых мгновенно оцениваются как вредоносные и опасные или полезные и благоприятные. В двигательной зоне записаны коды эмоционально окрашенных реакций (поз, мимики, защитных и агрессивных движений). Итоговая, синтезирующая функция памяти осуществляется лобными долями мозга и в значительной мере — лобной долей левого полушария. Поражение этих мозговых структур нарушает всю структуру процесса запоминания. Почему мы забываем? Забывание — обратный процесс запоминанию. Если информация, находящаяся в памяти, какое-то время не используется, происходит ее забывание. Оно проявляется в разных формах: (а) в невозможности воспроизвести ее, (б) в неверном воспроизведении, (в) во временном выпадении информации из памяти. Эксперименты Эббингауза по выяснению продолжительности сохранения в памяти заученной информации дали следующие результаты: после 20 мин сохраняется 59,2% запоминавшегося материала; 1ч — 44,2%; 9 ч — 35,8%; 1 дня — 33,7%; 2 дней — 27,8%; 3 дней — 25,4%; 31 дня — 21,1%. Если по этим данным построить кривую, то становится видно, что главная потеря, по данным Эббингауза, приходится на 1-2-е сутки и особенно — на первые полчаса-час; причем общая утрата очень значительна: по истечении 2 сут. материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть. Процесс забывания в основном связан с нарушением связей между нейронами, гибелью одного или нескольких нейронов из сформированной цепи. Однако могут быть и другие механизмы. Преимущественно забывается второстепенный малозначимый материал, материал, не включенный в постоянную деятельность человека, но невозможность припомнить материал не означает полной стертости его следов, он хранится в подсознании и в экстренной ситуации может быть восстановлен. Что происходит в мозге, когда нам нужно «переучиться», изменить уже отложившуюся в памяти инфор¬мацию или даже мировоззрение? Тут вступают в работу процессы торможения. Новые, вновь образованные, более весомые и более значимые связи, кодирующие новую информацию, новый навык, срабатывают быстрее, чем постепенно ослабевающие старые, давно образованные, опережая их на принципах конкуренции. Таким образом, существовавший до того старый рефлекс вытесняется, но не уничтожается полностью образованным параллельно ему новым рефлексом, более результативным и значимым в данный момент для организма. По этой же причине и вспоминаем мы недавние события, произошедшие минуту, час, день назад, гораздо легче, чем те, что произошли год назад. Поэтому впоследствии первыми успевают сработать именно самые новые и весомые связи, не затрагивая и не изменяя старые, которые со временем ослабевают. Строительство мозга Развивающийся мозг зародыша может вначале иметь лишь грубую приблизительную схему связей, за-программированную генами. Затем молодой мозг родившегося ребенка и развивающегося человека сохраняет самые эффективные из них и уничтожает непригодные к использованию. Клетки молодого мозга способны развиваться практически в любом направлении, которое выберет владелец мозга (хорошие или плохие привычки и черты характера, музыка, рисование, спорт и др.). Но как мозг определяет, какие связи следует сохранить? Он сохраняет те связи, которые наиболее используются и которые объединяют несколько «дорожек», идущих от разнонаправленных анализаторов (слух, зрение, вкус). Еще в 1949 г. психолог Дональд Хебб (Donald Hebb) предложил простое правило, описывающее, каким образом пережитый опыт мог бы усиливать отдельные нервные связи. Хебб предположил, что связи между нейронами, которые разряжаются одновременно, должны быть более стойкими. Например, в эксперименте с собакой, когда один нейрон, разряжающийся при звуке колокольчика, расположен поблизости от другого, реагирующего на одновременное предъявление пищи, они приобретают более тесную связь между собой. В результате формируется клеточная система, запоминающая взаимосвязь двух событий, и эта система более стойкая. Вот почему при обучении словесная информация лучше запоминается, если использовать параллельно иллюстрации, наглядные примеры и др. Д. Хебб предположил также, что, подобно музыканту оркестра, не попадающему в ритм всего оркестра, синапс, работающий не синхронно с другими синапсами, должен быть исключен, в то время как синапсы, разряжающиеся одновременно, должны быть усилены. Таким образом, мозг получает возможность устанавливать стойкие соединения в соответствии с распространением импульсов в развивающихся нервных цепях. Так он отлаживает и совершенствует исходную схему нейронных связей. Личность человека формируется практически на протяжении всей его жизни. И чем больше информации мы стараемся использовать, чем больше навыков мы осваиваем, тем более развитой и многогранной эта личность будет.
В Мой Мир
|