uElite Design

          Ви увійшли як Гість | Група "Гости", Вітаю Вас Гість | RSS
           Головна | Каталог статей | Мій профіль | Реєстрація | Вихід | Вхід
Меню сайту

Категорії розділу
Fleш.k-a [121]
Як добавити на сайт, як завантажити [3]
Моя здорова сім'я [222]
Різне [17]
Книги [29]
Новини [25]
Сайти [1]
Сайти з якими ведеться співпраця, або ж є сайтами ЦАСД
НОВЕ ЖИТТЯ З БІБЛІЄЮ [372]
Поезія [39]
Мой Мир Музыки christian HOPE [337]
Відео [157]
AUDIO [20]

Міні-чат
200

Наше опитування
Ви ходите в Церкву?
Всього відповідей: 222

На допомогу адміну
Система Orphus

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » Статті » Книги

1. У врат Таната. Учение о душе. (Часть 1)

«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете...» (1 Тим. 6:16)

Посещая какой-нибудь собор, церковь или монастырь, люди, порой даже не отдавая себе отчета, покупают свечи и ставят их за упокой души своих умерших близких и родных. Нередко люди отдают список имен своих почивших близких церковным служителям, чтобы с кафедры их помянули пред Богом. Многие, посещая кладбища, рассказывают у могил близких о своих переживаниях, радостях, считая, что души родственников их обязательно услышат. То и дело слышишь рассказы о том, как во сне к живым являются их умершие родные и дают им некоторые советы. Как-то по телевизору один известный оперный певец рассказал о том, что с Богом он общается через свою умершую мать, которая и после смерти поддерживает его так же, как делала это при жизни. Другие ходят на специальные спиритические сеансы, чтобы встретиться и пообщаться с душами умерших близких. Мы читаем рассказы людей, находившихся когда-то в состоянии клинической смерти, в которых они вспоминают о путешествиях своей души, о встрече с Богом. Многие сегодня увлекаются чтением книг, которых появилось великое множество, о странствовании душ, перевоплощениях. В несчастьях люди утешаются тем, что теперь их близкие в раю, где им не грозят беды и скорби. Традиционным для многих стало отмечать поминовение души на 9-й и 40-й дни после смерти.

Многих страшит ад, где, по учению ряда религий, вечно суждено мучиться в неугасимом пламени душам грешников. Часто именно этот не осознанный до конца страх влечет даже неверующего человека в церковь, особенно по праздникам, выполнить те или иные обряды, сделать пожертвования храму, подать милостыню, постоять на службе. Подобными же действиями люди пы-таются обезопасить души своих умерших близких от вечных мук. Порой скрупулезно соблюдая обряды погребения, поминовения на 9-й и 40-й дни после смерти, по праздникам ставя в церкви свечи за упокой души, люди не знают, а что Сам Бог в Своем Слове, Библии, говорит о душе, о том, есть ли жизнь после смерти, полагаясь при этом на мнения, представления и знания других людей. А ведь насколько более важно узнать мнение Бога, чем мнения других людей, пусть очень мудрых и имеющих, быть может, высокий духовный сан, но, тем не менее, всего лишь людей, таких же, как и мы с вами.
Что же Бог на страницах Библии говорит о душе?

Библия о душе:
Душа - это жизнь.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
«И побили все дышущее, что было в нем, мечом, предав заклятию; не осталось ни одной души...» (И. Нав. 11:11).
«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16).
Как видим, в этих текстах душа представлена как символ жизни, как символ живого человеческого организма.

Душа - это отдельная личность, человек - живая душа.
«Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та...» (Чис. 5:6).
«... во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1 Петра 3:20).
«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).
«Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 27:37).
Из этих текстов мы видим, что душа равнозначна понятию человек.

Душой в Библии именуются не только люди, но и животные.
«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее...» (Быт. 1:21).

Душа - как символ чувств, мышления, настроения.
«Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар. 18:1).
«Когда же пришла... на гору... И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: «Оставь ее; душа у нее огорчена...» (4 Цар. 4:27).
«Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Тво¬ему» (Пс. 118:28).
«Твердо помнит это душа моя, и падает во мне» (Плач Иер. 3:20).
«Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38).

Душа - как символ сердца.
«.. .потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою (Притчи 23:7).

Душа - это кровь.
«.. .ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:14).
«И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя Бенони...» (Быт. 35:18). Рахиль умирала от послеродового кровотечения (выходила душа - т. е. кровь, - см. предыдущий текст - Лев. 17:14).

Библия говорит, что кровь - это душа, так как от циркулирования крови зависит жизнь человека, которая прекращается, когда останавливается циркулирование крови или кровообращение. Недаром Бог говорит: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша...» (Быт. 9:5). И Христос, будучи на земле, сказал: «Я есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец» (Ин. 10:11). Иисус положил за нас Свою жизнь, пролив Свою кровь: «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).

Следует также иметь в виду, что слово «нэфэш», переведенное на русский язык как «душа», обозначает в дословном переводе слово «дышать». В книгах Нового Завета, написанных изначально по-гречески, слову «нэфэш» соответствует слово «псюхэ», также дословно переводящееся на русский язык как глагол «дышать». Именно в этом понимании понятие «душа» упоминается в Библии (все дышащее - И. Нав. 11:11), иными словами, как символ жизни. Ни в одном месте Библии мы не встретим упоминания о том, что душа человека бессмертна и после смерти продолжает жить. Согласно Библии, бессмертием обладает только Бог (1 Тим. 6:16). Нередко приходится слышать о том, что ангелы бессмертны - да, если Бог их наделяет вечной жизнью. Но Бог имеет право и отнять эту жизнь, и ангелы в этом случае могут потерять бессмертие. В Библии ясно сказано, что в конце времени Бог уничтожит навеки сатану - родоначальника греха, а ведь всем известно, что он изначально был сотворен как ангел Люцифер, а также будут уничтожены и его приспешники - падшие ангелы.

Библия о единстве духа, души и тела:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока...» (1 Фес. 5:23).
Таким образом, Библия подчеркивает единство и неделимость этих трех составляющих.

Библия о состоянии человека после смерти:
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5-6).
«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).
«А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? …Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего... В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» (Иов. 14:10, 12, 21).
«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).

Мы помним, что при творении Бог слепил человека из праха земного, вдунул в него дыхание жизни и стал человек душою живою (Быт. 2:7).

То есть это можно выразить в формуле: прах земли (тело) + дыхание жизни = человек живой.

Обратный процесс после смерти: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). По смерти же человека тело уходит в землю. А дух возвращается к Богу.

Таким образом, формула по смерти выглядит так: (прах земной + дыхание жизни) - дыхание жизни = прах земной, то есть труп. Это подтверждает и Сам Творец после грехопадения: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Есть прямые упоминания в Библии о том, что душа смертна:

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:12).
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с филистимлянами!...» (Суд. 16:30).

Что Библия говорит о бессмертии вообще?
Слово «бессмертие» в Библии упоминается всего четыре раза, и нигде оно не относится к душе человека, нигде не сказано, что душа бессмертна. Вот эти тексты:
«...тем, которые постоянством в добром деле и ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную» (Римл. 2:7). Ищут обычно того, чего не имеют.
«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).
«Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою"» (1 Кор. 15:54).
И, наконец, Библия подчеркивает, что бессмертием обладает только Бог.
«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете...» (1 Тим. 6:16).
Из приведенных текстов ясно видно, что бессмертия люди смогут достигнуть только после Второго Пришествия Христа, что бессмертной души нет и что только Бог обладает бессмертием!

Как видим, вопреки учению многих церквей, говорящих о жизни после смерти и о бессмертии души, о радости душ в раю, о страдании их в аду, об их переживаниях об оставленных на земле близких, Господь со страниц Библии все это полностью отвергает. Со смертью человека, как мы увидели в Священном Писании, исчезают все его помышления, привязанности, любовь, ненависть. Что же такое смерть, и что происходит с человеком, когда он умирает? Вот как Сам Христос пояснил Своим ученикам, что такое смерть: «Сказав это, говорит им потом: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: "Лазарь умер..."» (Ин. 11:11-14). Таким образом, смерть - это сон.

Библия говорит, что после грехопадения Господь лишил человека вечной жизни, бессмертия: «И сказал Господь Бог: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно... И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима, чтобы охранять путь к дереву жизни"» (Быт. 3:22-24).

Воскресение произойдет только при Втором Пришествии Христа, причем не бесплотной души, а всего человека, во плоти: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его...» (Иов. 19:25-27).
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).
«Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14:12).
«…все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28—29).
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19).
«А сподобившиеся достигнуть воскресения умереть уже не могут ибо они суть сыны Божий, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине...» (Лк. 20:5-37).

Итак, сделаем обобщения, что же такое душа и смерть в свете Библии:
1. Душа (дыхание жизни) - это символ жизни, живого человека, человеческих мыслей, чувств, желаний.
2. Существует единство духа, души и тела. Умирает тело, и вместе с ним умирает душа, иными словами, вместе с телом умирают чувства, желания, память, интеллект человека. После смерти от человека не остается ничего (!), кроме праха на земле.
3. Смерть - это сон, который прервется при Втором Пришествии Христа, когда умершие праведники воскреснут и получат от Бога дар вечной жизни.
4. Воскреснут люди во плоти, это будут они сами, вернутся их память, мысли, чувства и т. д.
5. Человек лишился дара вечной жизни после грехопадения.
6. Бессмертием обладает только Бог.
7. При Втором Пришествии Христа воздаяние получат все - и праведники, и грешники.

Греческое наследство
Как свидетельствует Священное Писание, евреи на протяжении сотен лет придерживались библейского понимания смерти души и тела. «Учение о бессмертии души опущено в Моисеевом законе хотя, казалось бы, что столь существенный для религии принцип мог быть поведан путем откровения избранному народу Палестины в самых ясных выражениях и что он мог бы быть безопасно вверен наследственной священнической расе Аарона». Однако положение начало меняться после Вавилонского пленения и утверждения канона (списка ветхозаветных книг) при Ездре, после последнего ветхозаветного пророка Малахии (около 400 г. до Р. X.). Тогда «в Иерусалиме мало-помалу образовались две знаменитые секты - саддукеи и фарисеи. Первые из них, состоящие из самых зажиточных и самых выдающихся членов общества, строго придерживались буквального смысла Моисеева закона и из чувства благочестия отвергали бессмертие души как такое учение, которое не имеет поддержки в содержании священных книг; считавшихся ими за единственное основание веры. А фарисеи присовокупляли к авторитету Священного Писания авторитет преданий, и под именем преданий принимали некоторые умозрительные положения, заимствованные от философии или от религии восточных народов, так как фарисеи, благодаря строгости своих нравов, успели привлечь на свою сторону большинство иудейского народа, то бессмертие души сделалось преобладающим убеждением синагоги». Итак, понятие бессмертия души пришло в ветхозаветную церковь из философии и религии языческих народов, ее окружавших.

Причем первоначальной родиной учения о бессмертии души был Древний Египет. «Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в этот момент. Пройдя через тела всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет. Учение это заимствовали некоторые эллины, как в давнее время, так и теперь». Эти сообщения греческого историка V века до н.э. Геродота полностью подтверждают и данные современных исследований и раскопок. Однако благодаря появлению и деятельности Христа и апостолов молодая новозаветная христианская церковь отвергла это языческое учение, не имеющее под собой никаких оснований в Ветхом Завете. Однако по мере распространения проповеди Евангелия в церковь пришло много греков, и через них начинает действовать дьявол, который еще первым людям, Адаму и Еве, в Едеме пообещал: «...нет, не умрете, но будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5).

С тех пор лжеучение о бессмертии души врагом рода человеческого продолжало насаждаться с невероятным упорством. Понятие бессмертия души было сильно развито в греческой философии, последователи которой хотели научить людей не бояться смерти, которую они называли «роковым ударом, прекращающим нашу жизнь и избавляющим нас от житейских невзгод». Они пришли к убеждению, что так как ни одно из свойств материи не может быть применено к деятельности ума, то, стало быть, человеческая душа есть такая же субстанция, которая отлична от тела, чиста, несложна и духовна, что она не может подвергаться разложению и доступна для гораздо более высокой степени добродетели и счастья после того, как она освободится от своей телесной тюрьмы. Философы, шедшие по стопам Платона, вывели весьма неосновательное заключение: они стали утверждать не только то, что человеческая душа бессмертна в будущем, но и то, что она существовала вечно, и стали смотреть на нее как на часть того бесконечного и существующего самим собою духа, который наполняет собой и поддерживает вселенную».

Воспитанные на этой философии греки, приняв христианство, привнесли в него понятие о бессмертной душе. И если в первые 100-200 лет это вызывало многие протесты, то к IV веку по Р.X. данная доктрина окончательно вошла в церковь. Это также облегчалось тем, что, кроме греков, все народы - от населения Африки до славян - верили в бессмертие души как в один из неотъемлемых элементов язычества. У каждого народа были и свои понятия о царстве мертвых, аде: у египтян - Дуат, у вавилонян - «Страна без возврата», у греков - царство Аида; о рае: у хеттов - Куммии, у скандинавов - Валгалла и т. д. В мифах народов мира описываются понятия ада и рая таким образом, что их трудно отличить от христианских. Учение об аде окончательно утвердилось в 533 году по Р.X. на церковном соборе в Византии под руководством императора Юстиниана Первого. Позже католическая церковь разрабатывает учение о чистилище. Можно было бы много писать о языческих корнях догмата о бессмертии души у разных народов, но мы остановимся на русских. К тому же это, думается, представляет больший интерес, чем, скажем, у англов или франков.

Древняя Русь приняла христианство от Византии, а вместе с ним и положение о бессмертии души, уже утвердившееся в христианской религии. Это понятие не только не вызвало вопросов, а напротив - было принято с радостью как вполне привычное для языческой Руси. Вскоре эта доктрина приобрела черты, присущие русским обычаям. Вот что пишет о русском язычестве крупнейший исследователь славян, археолог академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян»: «Одно из таких погребений наблюдал на Волге у средневековых славян в 922 году арабский дипломат Ибн-Фадлан. Он оставил очень подробное описание этого ритуала и записал диалог арабского переводчика с одним из русских купцов, выявляющий идеологическое обоснование сожжения покойников. Русский обратился к арабу-переводчику: «Вы, о, арабы, глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах, и гнус, и черви. А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».

Рай русских, обиталище душ умерших где-то высоко-высоко. Рай (крий, вырий) - это чудесный сад, находящийся где-то в далекой солнечной стране. Оказавшись в раю-вырии, души умерших могут невидимо для людей прилетать оттуда к друзьям и врагам и напоминать о себе. Общеизвестны обряды, связанные с культом предков и поминовением усопших на радуницу. К приему душ предков торжественно готовятся: топят им баню (это отмечено еще источниками XII века), моют хату, Готовят обрядовые кушанья и вспоминают умерших. Душим предков откладывают часть ритуальной еды. С другой стороны, представление о душах умерших, которые могут кружиться над близкими людьми, над местом погребения (до сорокового дня после смерти). Как видим, поминовение усопших на сороковой день, оставление еды на могилах для их душ, рассказы о встречах с душами умерших близких - все это пришло к нам из язычества и не имеет с Библией ничего общего. Мы также знаем, что при отправлении обряда погребения усопших на лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью «Святый Боже» в знак того, что умерший как христианин умер с надеждой получить венец на небесах, на руки ему полагается крест или какая-нибудь икона. Кроме того, в гроб кладется молитва к Богородице. Этот обряд, хотя и считается сугубо христианским, также пришел из язычества, из Египта: «Подготовленное таким образом тело тщательно бинтовалось крест-накрест невероятно длинными бинтами из королевского льна. На них, а также на капюшонах и на саванах из керамической нити, размещались магические надписи и амулеты, чтобы не дать телу последовать за душой. На лоб покойного клали магические папирусные свитки.

Тайны эль-обейдских гробниц.
Как нам показывают история и археология, на заре человечества народы земли следовали библейскому учению о смерти и душе. И лишь со временем учение о бессмертии души вместе с язычеством восторжествовало среди народов мира. Из огромного количества данных мы приведем по этому вопросу свидетельства о раскопках в Междуречье и в России.

Скорченные погребения появляются еще в мустьерское время и распространены на протяжении всего каменного и бронзового веков. Скорченность костяков (скелетов. - А. О.) в древних погребениях давно уже поставлена в связь с позой эмбриона но чреве матери. Идея превращения покойника в неродившегося эмбриона связана, очевидно, с представлением о том, что умерший человек может родиться вторично.

Здесь можно угадывать идею сна, спящего (усопшего) человека временно неподвижного и безжизненного. Но, судя по многочисленным вещам, сопровождающим покойника (пища, оружие, украшения), проснуться должен сам человек и именно в том обличье, в котором он «уснул». Интересно отметить положение тела. Если в могилах Эль-Обейда умерших укладывали на спину, а в гробницах царского кладбища на бок, в позе спящего с чуть согнутыми в коленях ногами, здесь скелеты были буквально скрючены: голова свешивалась на грудь, ноги подогнуты так, что бедра образовывали с телом прямой угол, в отдельных случаях колени подтянуты прямо к лицу, а пятки касались крестца: перед нами эмбриональное положение, и как вышел человек из чрева матери, так пусть и уходит в тот мир, из которого пришел. Такая поза покойного связана с торжественным ритуалом, продиктованным религией.

Однако, вопреки всем данным истории и археологии, а также библейского учения, некоторые люди уверяют, что им в состоянии клинической смерти удалось побывать в раю, что они якобы видели ангелов и парили, как души. Чтобы рассмотреть этот вопрос, нам необходимо будет подойти к самим воротам Таната.

Тайны клинической смерти.
В древнегреческой мифологии бог смерти носил имя Таната, от которого носит название и современная наука о смерти - танатология. И потому прежде чем рассмотреть утверждения тех, которые уверяют, что после смерти есть жизнь, необходимо кратко остановиться на некоторых основных медицинских понятиях, которыми весьма широко оперируют эти люди.

Переход от жизни к смерти, как правило, протекает через следующие основные стадии: преагонию, агонию, клиническую смерть, биологическую смерть и клеточную смерть. Дадим крат¬кую характеристику каждой из них.

Преагония.
Характеризуется:
- нарушением деятельности центральной нервной системы (сопор или кома);
- низким артериальным давлением;
- централизацией кровообращения;
- расстройством дыхания.

Все это способствует развитию кислородного голодания тканей и снижению рН (тканевой ацидоз). Этот период не имеет определенной продолжительности. Он может даже отсутствовать, например, при внезапном развитии остановки сердца при поражении электрическим током. В случаях, когда организм имеет возможность включить различные компенсаторные механизмы (например, кровопотеря), преагональное состояние может продолжаться несколько часов, даже если лечебная помощь не проводилась.

Агония.
Характеризуется:
- глубоким нарушением всех жизненных процессов;
- ослабляются сердечная и дыхательная функции;
- кожные покровы умирающего становятся бледными;
- нос заостряется, появляется липкий пот;
- температура тела падает;
- сознание спутанное.

Иногда умирающий в состоянии агонии возбужден, мечется в постели и может причинить себе различные повреждения (нанесение ногтями рук ссадин на лице, шее, груди и других частях тела). Длительность этого периода может продолжаться до нескольких часов и даже дней. Кстати, именно во время агонии организм теряет те пресловутые 60-80 граммов веса (за счет полного сжигания АТФ и истощения клеточных запасов), которые в некоторых наукообразных статьях называют ВЕСОМ ДУШИ, покинувшей после агонии тело. Атональный период переходит в состояние клинической смерти.

Клиническая смерть.
Это своеобразное переходное состояние между жизнью и смертью, начинается с момента прекращения деятельности центральной нервной системы, кровообращения и дыхания и продолжается в течение короткого промежутка времени, пока не разовьются необратимые изменения в головном мозге.
Характеризуется:
- отсутствием дыхания;
- отсутствием кровообращения;
- отсутствием рефлексов.

Однако клеточный обмен веществ продолжается анаэробным (без кислорода) путем. Постепенно запасы энергии в мозге истощаются и нервная ткань умирает. Принято считать, что в обычных условиях срок клинической смерти у человека составляет 3-6 минут. Необходимо учитывать, что необратимые изменения в коре наступают гораздо быстрей, чем в стволе и продолговатом мозге. При полном отсутствии кислорода в коре и мозжечке за 2-2,5 мин возникают участки омертвения, а в продолговатом мозге даже через 10-15 мин погибают лишь единичные клетки.

Таким образом, главной динамической характеристикой клинической смерти является возможная обратимость этого состояния.

Биологическая смерть.
Это следующий этап умирания, который характеризуется переходом в состояние, когда наступают необратимые изменения в тканях и органах, в первую очередь в высших отделах центральной нервной системы как наиболее чувствительных к кислородному голоданию, в частности в коре головного мозга. Ряд тканей и органов сохраняют свою жизнедеятельность более длительное время, что используется в медицинской практике при пересадке их от одного человека другому (от трупа живому человеку). И, наконец, следующий, необратимый этап - клеточная смерть.

Клеточная смерть
Это гибель клеток головного мозга.

И вот в течение второй половины XX и начала XXI столетия полки наших магазинов стали заполнять работы, которые, претендуя на научность, утверждали, что в период клинической смерти некоторые люди побывали в раю как бестелесные души. Основными из этих книг, заложившими, если так можно сказать, «научную» базу, являются следующие: д-р Элизабет Кюблер-Росс («О смерти и умирании», 1969), Дж. Мейерс («Голоса на краю вечности», 1973), Р. Моуди («Жизнь после жизни», 1976), д-р Элизабет Кюблер-Росс («Смерть не существует», 1977), Д. Р. Уиклер («Путешествие по ту сторону», 1977), С. Роуз («Душа после смерти», 1982), Р. Моуди («Размышления о смерти после смерти», 1983), П. Калиновский («Переход», 1991). Анализ этих псевдонаучных работ был хорошо проведен известным отечественным реаниматологом, доктором Н. Г. Губиным, который в обобщающей форме и прилагается ниже. Учитывая широкую читательскую аудиторию, мы не стали проводить полномасштабный медицинский анализ с обилием терминологии.

Итак, как же с научной точки зрения можно относиться к утверждению о якобы доказанности бессмертия души и путешествия душ.

Контингент исследованных.
Подавляющее большинство таких книг строится на опросе людей, якобы «перенесших клиническую смерть». Причем полностью отсутствуют данные, когда, кем и каким образом фиксировался факт наступления клинической смерти у этих людей. Как говорилось выше, для констатации наступления клинической смерти необходима обязательная фиксация трех составляющих:
- отсутствие дыхания;
- отсутствие кровообращения;
- полное отсутствие рефлексов.

Поэтому данные, полученные при работе с такими группами больных, просто некорректно связывать с понятием собственно клинической смерти, так как в общую группу исследуемых могли попасть больные, перенесшие отравления (например, тормозящими или снотворными лекарственными веществами), глубокую кому, эпилептический припадок, шок и т. д. Да и сами исследователи иногда не скрывают, что те или иные странные симптомы не связаны с клинической смертью, но почему-то не оценивают этого объективно.

Так, один из главных адептов «жизни после смерти» Р. Моуди, говоря о приводимых им симптомах (тоннель, отделение души от тела и пр.), пишет: «Как можно легко увидеть из обзора предсмертного опыта, приведенного выше, в большом числе случаев переживание предсмертного опыта имело место еще до каких-либо физиологических повреждений, предполагаемых упомянутой гипотезой». О каком же предсмертном опыте можно говорить при отсутствии каких-либо физиологических повреждений? Отсутствие физиологических повреждений изучает нормальная физиология - физиология здорового организма.

Вывод: если у опрашиваемого не было четкой врачебной фиксации клинической смерти, он не может быть включен в общую выборку больных, демонстрирующих «жизнь после смерти». Ни в одном обозримом источнике, доказывающем наличие «жизни после смерти», такие данные не приводятся. Это значит, что материал изначально строится на некорректных выборках и не может оцениваться как научные данные.

Субъективность.
Предположим, что большинство опрашиваемых добросовестно и полностью вспомнили то, что перенесли во время «умирания». Возникает вопрос: сколько же людей, перенесших клиническую смерть, может потом более или менее подробно рассказать об этом?

Вот что говорят сторонники «жизни после смерти»:

«Только 10 процентов людей, находившихся на грани смерти или переживших клиническую смерть, могли ясно припомнить, что они переживали при этом» (Э. Кюблер-Росс). Другие исследователи называют более высокие цифры - от 15 до 35 процентов.

Однако, согласно статистике программы Collaborative Study (Совместное исследование) - совместной программы, организованной National Institute of Neurological and Communicative Disorders and Stroke, в которой принимали участие девять крупных клиник, имеются такие результаты:

Окончательный исход клинической смерти (всего 503 больных):
Смерть вследствие остановки сердца – 345 случаев – 68,59%
Смерть мозга – 114 – 22,66%
Неполное восстановление – 18 – 3,58%
Полное восстановление – 26 – 5,17%

По истечении трех месяцев после включения в программу данного исследования 41 больной был жив (8,15 %). Из них 18 (3,58%) имели те или иные нарушения высшей нервной деятельности и требовали постороннего ухода, причем один из них умер через четыре месяца после первой клинической смерти. Таким образом, только у 5,17 % больных, перенесших клиническую смерть, впоследствии наступило полное восстановление нарушенных функций. Из этого числа больных в 14 случаях первоначально были диагностированы лекарственные отравления, и они находились в коме более 30 минут до поступления.

Попробуем сделать выводы из вышесказанного:

Так как приверженцы «жизни после смерти» называют гораздо большее количество (от 10 до 30%) людей, которые «могли ясно припомнить, что они переживали», вероятно, значительная часть этих воспоминаний просто не связана с клинической смертью или воспоминания «искусственны», навязаны опрашиваемым. У психиатров есть понятие «патологической внушаемости», когда больной с неустойчивой психикой (состояние перед психозом, психическое истощение и т. д.) послушно «видит» и «слышит» то, о чем ему говорит врач. Это полностью относится к группе больных, перенесших клиническую смерть и постреанимационную болезнь. Таким образом, если в какой-либо статье приводятся данные, что более 4,4-6,0 % больных, перенесших клиническую смерть, имеют какие-то подробные посмертные воспоминания, эти данные просто необъективны (неверно определена группа исследуемых, неверны методики опроса и т. д.).

Категорія: Книги | Додав: shepetivka-sda (25.06.2010)
Переглядів: 1838 | Рейтинг: 0.0/0 |
Олег Буркацкий - Жизнь лишь в Тебе

Поддержка сайта
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Статус
Четвер
25.04.2024
12:08

Логін:
Пароль:
[ Керування профілем ]

Пошук

7 випадкових








Церква живе надією

Приєднуйся

Джерело LightRay Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Офіційний сайт ШЕПЕТІВКА-АСД © Jesus beside of you 2009-2014