Начинаем новую серию проповедей по книгам Ветхого Завета. Первая проповедь - по книге Бытие. В чем преимущества чтения книг целиком? В том, что когда вы читаете книгу целиком, то у вас еще свежо в памяти начало, и вы доходите до конца. Может быть, вы не сможете остановиться на каких-то деталях, но на это будет время. Вообще, я так считаю, что первое прочтение Библии должно быть таким. Когда вы читаете Библию, то надо обязательно учитывать, что это древняя книга, а язык – это дело живое (постоянно меняется). Вспомните, как говорили 20-30 лет тому назад? А что говорить о 4000 лет и плюс перевод? И вот поэтому, когда мы открываем писание, то сразу сталкиваемся с каким-то непривычным языком, как мы сейчас говорим. Например, слова: «ибо», «посему», - мы их не используем, но они есть. Вы понимаете эти слова, но когда читаете, то устаете, и кажется, что непонятно. Так вот, это нужно преодолеть в первом чтении, чтоб у вас было общее представление, о чем же эта книга? Это не значит, что вы должны остановиться на каждом стихе, на каждой мысли, на каждом предложении, на каждой главе, на каждой истории, все для себя уяснить. В чем преимущество такого чтения? Я бы сравнил это с тем, как мы ориентируемся в новом городе. Когда вы попадаете в незнакомый город, то, что вы делаете? Когда надо куда-то проехать, кого-то найти, то, что вы делаете? Есть карта города. Лучший вариант - приобрести такую карту. Посмотрели, сориентировались, как туда добраться. А что было бы, если бы вас высадили на краю Екатеринбурга? Дали бы вам адрес - и добирайся, как знаешь. Что будете делать? От дома к дому спрашивать. Между прочим, так многие люди и поступают в отношении священного писания. Их на обочине высаживают и они спрашивают, заходя то в одну церковь, то в другую. Там не понравилось – ушел в другую, из другой – выгнали, но при этом говорят: «надо все испытать». Но это лучше, чем ничего, вообще-то, но не самое лучшее. Как-то, один из ветхозаветных пророков сказал: «Гибнет народ мой из-за недостатка ведения». Не видит всего этого, всей картины - скитается из дома в дом, по улицам, по перекресткам, по изгородям, всю жизнь, и ничего не находит. А это так просто: Бог оставил ориентир. Да, может быть, не сразу все поймешь, но Бог и не требует, и не торопит нас никуда. Знаете почему? В Библии написано: «Не медлит Господь, но долготерпит, не желая, чтоб кто погиб, чтобы все спаслись». К большому сожалению, многие годами ходят в церковь, но ни разу не прочитали Библию от начала до конца. Даже в нашу церковь, адвентистскую. Вы понимаете, что это недопустимо? Если тут есть кто-то, кто ни разу не прочитал Библию, то бегите домой и быстро читайте от начала до конца. Вы не можете называться христианином, не зная, что Господь нам написал . Вы знаете, если бы люди читали всю Библию так, как она написана, то я убежден, что была бы одна христианская церковь. Книга Бытие. Вы знаете на чем, чаще всего люди претыкаются, когда читают книгу Бытие, и даже не отдают себе отчет: почему они прекратили читать? Открывают книгу Бытие, читают первую главу – интересно! Первая глава – это интересно: описание творения. Вторая глава – то же интересно. Но когда доходят до третьей главы, то становиться менее интересно. Почему? Потому что мы видим: Адам и Ева посматривают в сторону дерева познания добра и зла, но Господь им сказал: «не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Как вы на это смотрите? Представьте себе, что вы бы так своих детей воспитывали: «Там банка с вареньем, но если прикоснетесь, то умрете». Вы можете себе представить, что вы проходите мимо какого-то дома и слышите, как папа построил своих детей и читает им такие заповеди. Что вы тогда скажете об этой семье? Но вы понимаете, что этот вопрос чаще всего христиане игнорируют, заглушают. «Ну, если Бог сказал, значит, так надо». Но, вообще-то, мы не приемлем это: «Как это? За плод так сурово? Ну, подумаешь, что сорвала плод, и всё? А, между прочим, умерли?». Вот, пожалуйста, Бог сказал: «умрете». Но не умерли! Сатана сказал: «не умрете». Ну, как вам? Кто правду сказал? Нельзя такие вопросы задавать. Вы знаете, как правило, христиане заглушают эти вопросы и говорят: « нет, нет… нельзя задавать такие вопросы Богу - это же священное писание». Но все зависит от того, каким вы представляете Бога. А что будет, если вы зададите этот вопрос? –Умрешь! Вы понимаете, что многие христиане, тут же, для себя решили: «молчи, вопросов не задавай, живешь – живи». Помните как друзья Иова? Иов говорит: «Господи, я к Тебе – у меня много вопросов», а друзья Иова говорят: «Тихо, ты куда? Ты что делаешь? Одумайся! А, вот, оказывается, почему ты в проказе! Ты, наверно, давно так порываешься к Богу? Много уже успел задать вопросов, да?». Можно задавать вопросы? Вы знаете, почему нам Господь оставил Священное писание? Господь говорит через пророка: «Тогда придите и рассудим, если будут грехи ваши, как багряное…». А что значит «рассудим»? - Это я с Богом буду рассуждать? Это как? Я согрешил, и я прихожу к Богу и говорю: «Я вот тут, думаю, что не согрешил…», а Бог говорит: «ну, как это не согрешил?». Как вы себе такое представляете? Вы знаете, многие христиане говорят, что с Богом так не разговаривают. Сейчас уже не разговаривают так, к сожалению… А вначале не было так… Адам, каждый вечер, встречался с Отцом Небесным, со своим Творцом, и задавал Ему массу вопросов, и Бог советовал ему, объяснял до тех пор, пока не случилась трагедия. Трагедия? - Подумаешь, сорвала плод! Понимаете, вот это - дисгармония, которую мы не понимаем на самых первый страницах священного писания. Мы не понимаем, и мы, либо заглушаем эти вопросы, которые, если мы их не заглушим, но позволим им звучать, и услышим ответ. Все зависит, каким мы Бога представляем. Как читать Библию? Для того чтобы понимать Библию, нужно помнить, что, особенно книгу Бытие, нужно читать в контексте вселенной. Это многое меняет. Как вы себе представляете, для чего Бог в центре сада произрастил дерево познания добра и зла? Что это было: экзамен, испытание? Чем это было дерево для Адама и Евы? Все это правильно, если в контексте нашей земли. И не правильно, если в контексте вселенной. Вы знаете, что такое дерево познания и зла в контексте вселенной? Это - защита. Это - спасение. Понимаете почему? Если мы не видим того, что произошло во вселенной (восстание дьявола), то для дерева познания добра и зла – это, действительно, экзамен. Но, если мы учитываем контекст более широкий – это защита. Что произошло на небе? Люцифер восстал против Бога. И что он говорит? - Все небо моё! Я сейчас буду распространять свои идеи среди ангелов. А что Бог говорит? - Нет, тебя нужно изолировать. - Куда? - На землю. - Вся земля моя! - Нет, не так скоро. И там мы тебя привяжем. Бог насаждает рай, помещает там человека. Что говорит Адаму? Кто хозяин? - Адам, ты хозяин! Вся земля твоя. Все звери твои. Сад твой – это твой дом. Смотри, и будь хозяином. Единственное… у тебя квартирант там есть. Но заметь, он дальше дерево не может выйти. Не подходи к нему. Это очень опасно! Но Я обезопасил это на столько, насколько это было возможно. Понимаете, что произошло? В Библии интересно написано. Смотрите первые главы книги Бытие, и вы видите сатану связанного у дерева. Хотите увидеть с конца? Смотрите три последние главы книги Откровение. Что там? Опять вы видите сатану привязанного, и он ничего не может сделать. Библия очень красиво написана? Это еврейский стиль написания Библии. Это как зеркальное отражение, как будто посредине граница, и вы видите зеркальное отражение в концах священного писания. Первые две главы священного писания – это небо и земля, на которых нет греха. Последние две главы священного писания – это тоже небо и земля, на которых нет греха. А посредине? Посредине – страх и ужас, что произошло в результате греха. И знаете почему? Тот, кто был поставлен хозяином этой земли, повел себя не как хозяин и добровольно отдал свои полномочия. Вы понимаете, дерево познания добра и зла – это что: тест, экзамен? Если в узком контексте нашей земли, то – да; Бог решил проверить, как Адам послушает Его или нет. Но если в широком, то вы видите, что это – защита. Сатана не мог и шага сделать без позволения Бога. Он был привязан. Как-то мы разговаривали о детях: как их воспитывать? Вы знаете, когда дети маленькие в доме, то есть проблема: опасные вещи (нож, спички…) прятать от детей или нет? И вот, мы разговаривали: «что лучше: прятать или нет?». Но мы не подозревали, что дети нас слышат. Но в нашем разговоре мы склонялись к тому, что лучше не прятать, потому что их все равно нужно учить, все равно, рано или поздно, они найдут не в моем доме, так в другом место, что-то опасное. И вы знаете, заходит наша дочь – Светочка, и говорит: «правильно, Бог тоже ведь дерево не спрятал, а в центре сада посадил». Никогда об этом не задумывались… А ведь точно! Бог не спрятал где-то в углу, а насадил в центре. А знаете почему? Бог, если что-то делает, то Он это делает открыто и объясняет. Если есть какая-то опасность, то Он предупреждает, объясняет, что будет, чтоб мы не просто слепо повиновались, а понимали. Понимаете, почему Он нам оставил Священное писание? Если бы Он был другим Богом, с другим характером, то Он нам бы не такое Священное писание оставил. Вы заметили, что Ветхий Завет – это истории, рассказы. Вы знаете, если бы Бог ожидал от нас слепого повиновения, то Библия была бы совершенно по-другому написана. Она бы состояла из пунктов: как ходить, как улыбаться, как разговаривать, куда не ходить, что делать, что не делать, какие слова произносить, какие нет. Но тут большинство – это рассказы, особенно Ветхий Завет. А вы знаете, что эти рассказы формируют в нас личность; мы сами должны решать, что делать. Но чтобы нас научить жизни, Он нас учит через рассказы. Давайте вернемся в книгу Бытие: «Бог говорит: в день, в который вкусишь – умрешь». Это правда? И вы читаете, что произошло в тот день, когда они вкусили? Вы подумайте, что тогда слышали Адам и Ева? Почему нельзя подходить туда, к дереву. Представьте себе, Господь говорит Адаму и Еве: «Я вам должен что-то сказать, Я должен вас предупредить. Тут все хорошо. То, что Я для вас сделал – хорошо, лучшее и придумать нельзя. Есть только одна опасность: это - дерево, не подходите к нему, иначе – смерть…». Представьте себе Адама и Еву, что это для них значит «умрете»? - Господи, что Ты имеешь ввиду? Это что такое смерть? Вы представляете Адама и Еву, которые никогда не чувствовали, не то чтобы смерти, но даже боли, усталости, ничего плохого, - это были совершенные люди. Что они слышат? Бог говорит: «вы умрете». - Боже, а что это «умрете»? - Ну, это плохо… Как вам объяснить… Смерть – это плохо, это - конец. - А как это плохо? - Будет больно… - А как это «больно»? Как объяснить это человеку, который ничего плохого в жизни еще не испытывал, и смерти не видел? Как вы объясните? Что тогда? - Поверьте просто, что не надо туда подходить. Я вас прошу. Я не могу вам объяснить и хотел бы, чтоб вы никогда и не узнали, что это такое. И теперь, Ева сорвала плод, съела, принесла Адаму, и он вкусил, и что дальше? Бог сказал: «умрете». - Я не понимаю что это такое… Что же сейчас с нами произойдет? Сейчас – мы начнем умирать. Вы понимаете, почему они почувствовали, что наги? Они внимательно следили, что сейчас с ними будет происходить. Единственное, что они ощутили и поняли, - что наги. Бог говорит: «Адам, где ты? Что случилось?». Бог не знал? Бог не знал, что случилось? Не знал где Адам? Почему Он задает этот вопрос? – Адам не знал, что случилось. - Адам, что с тобой случилось? Как ты себя чувствуешь? - Господи, неважно… - Плохо? Ты уже знаешь, что такое «плохо»? - Наверное… Ты говоришь: «умрете», так мы, наверное, уже умерли. - Что вы чувствуете? - Ну, нам, как-то, стыдно, неудобно, неловко… - Знаете, давайте я вас лучше одену. Адам, приведи сюда ягненка… Тут не написано, но я почему-то верю, что Адам убил ягненка по Божьему повелению. - Мы сейчас одежду для вас изготовим. Это была первая жертва. - Господи, а что с нами происходило? Мы умерли уже? - Нет, это еще не смерть. Адам убивает первое животное. - Господи, это смерть? - Ну, почти… Это уже ближе к тому. Это уже почти смерть. Они оделись. - Ну как, чувствуете себя лучше? - Гораздо лучше. - А теперь послушайте меня, Мне нужно вам сказать что-то: так как вы Меня не послушались, то вам придется отсюда переехать; будете жить в другом месте, не здесь. Вам нужно будет трудиться. Адам, вам придется, в поте лица своего, добывать хлеб. Ева, у тебя будут дети, очень трудно тебе это достанется. И вот, у них родился Каин. Однажды, уже поздно вечером, Адам и Ева ждут своих сыновей, но они не приходят. Они обычно приходили в это время, но ни один, ни другой – не приходят. Начали искать. - Каин!!! Авель!!! Каин!!! Авель!!! Пошли на участок, на котором Каин трудился; пошли туда, где Авель пас стада свои. И вдруг Ева видит, что Авель лежит… Она подходит к нему и говорит: «Авель, вставай!», но Авель не отвечал. - Что это такое? Что случилось? Наверное, это смерть… Вы понимаете, чтобы поняли Адам и Ева, если бы они умерли в тот же день, как Бог и сказал? Вкусил… мгновение… смерть… Что понял? – Ничего не понял. Вы знаете, что там произошло? Знаете, почему они не умерли в тот же день, хотя должны были умереть? В третей главе косвенно об этом сказано. Появился Тот, Кто занял их место, но это будет чуточку позже. Ева нашла бездыханное тело Авеля, но это еще не смерть, о которой говорил Господь. То, что произошло в саду Едемском, имеет куда более тяжкие последствия. Пройдет время, и Господь приведет всех жителей земли к Голгофе, и скажет: «Вот, смотрите, что значит «умрете». Вот что должно было произойти тогда в Едеме. Вот Кто взял наказание на Себя. Потому что, если бы вы умерли, то ничего бы не поняли». И мы бы с вами тоже ничего не поняли. А так… у нас есть возможность хоть что-то понять. Знаете, о чем книга Бытие? Книга Бытие о том, что такое «грех»? Потому что самый первый вопрос, который не дает нам покоя, это - что такое грех? - Неужели грех – это сорвать плод? Это так страшно? Бог говорит: «Нельзя» - Подумаешь… я сегодня согрешил, а завтра я захочу и не согрешу. Вы знаете, книга Бытие как раз говорит, что это не так, что это неправда. Что такое «смерть», и что такое «грех»? Господь сказал: « В день, в который вкусишь – умрешь». - Неужели за такой проступок – смерть? Неужели это так страшно? Неужели, если сделал что-то плохое, то сразу смерть. Может лучше просто забыть и все? А завтра я уже хороший. - Хороший? Знаете, грех - это больше, чем мы себе представляем. Посмотрите, что произошло с Адамом и Евой. Они сорвали этот плод, но не это самое страшное, потому что самое страшное будет позже, когда Бог спрашивает Адама: «что произошло?», а Адам – спрятался. «Это Ева!», - говорит Адам. А что тогда говорит Ева? Неужели они не могла прийти к Господу и сказать: «Прости, Господи, так получилось… Прости нас!». Вообще, что было бы, если б они пришли и сказали: «Господи, прости нас, мы согрешили». Что было бы? Простил бы Бог? Да? Точно? Откуда знаете? Кто считает, что простил бы? А кто считает, что нет? Вы знаете, простил бы… Вы знаете, в чем проблема? Они не могли прийти!!! Потому что грех - это больше чем действие. Грех – это не просто действие, это – болезнь! Смотрите, что дальше происходит в Священном писание. Бог объясняет, что такое грех. Он его сравнивает с болезнью. И с какой болезнью? – С проказой! Проказа – это символ греха. Проказа такая болезнь, что вы не чувствуете боли, но вы смертельно больны. Вот грех – это что-то подобное. Грех – это страшная болезнь. Грех – это когда вы уже не можете прийти, и даже не в состоянии просить прощение. Вы в состоянии только убегать, обвинять. Грех – это страшное дело. Нам кажется, что если я сегодня обману, то завтра уже, если захочу, то не обману. И так, с каждым днем, все легче и легче обманывать. Сегодня украл, а завтра еще легче. Смотрите, грех – это страшная болезнь. И вся проблема в том, что Адам и Ева не могли прийти. Если бы они могли прийти, то думаете ли вы, что для Бога проблема – простить? Как вы думаете, Бог простил их? Простил. А почему мы страдаем? Вы понимаете, что грех – это не просто проступок. Если бы просто проступок, если б просто действие, то Бог сказал бы: «Я вас прощаю, живите». А я уже не могу жить спокойно, потому что я пожинаю последствия, потому что я уже смертельно болен. Я уже не могу смотреть в глаза, я прячусь, мне стыдно. Грех – это страшная болезнь. И вся книга Бытие о том, что такое грех. Грех ведет к смерти! Когда мы читаем Новый завет, то вся книга Бытие в одном стихе: « Ибо, возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Это Новый завет, но Ветхий завет не так написан. Это множество историй. В начале вы видите, что произошла трагедия в Едеме. Адам и Ева еще до конца не осознают этой трагедии. Мы тоже не осознаем это до конца. Но Бог говорит, что это очень страшно и серьезно. Бог говорит Адаму и Еву: «Вы все потеряли. Во-первых, вы потеряли землю, вы добровольно ее отдали. Адам, ты отдал землю, ты – бездомный. У тебя ничего нет! Ты был здесь владыкой, а сейчас ты – никто. Надо что-то делать. Надо опять все это возвращать. Как? Грех разрушил отношения. Ты помнишь, что мы встречались с тобой каждый вечер? А сейчас ты прячешься, убегаешь от Меня. Грех испортил отношения. Не только с Богом, но ты потерял отношения с женой. Раньше я никогда от вас не слышал такого, а сейчас что случилось, Адам? Ты понимаешь, что произошло? Грех испортил отношения между людьми, и между людьми и Богом. Посмотри на своих детей. Что творят твои дети? Понимаешь, что такое грех? Если бы это был просто проступок, Адам, Я бы давно забыл бы. Ты понимаешь, что грех – это больше, чем просто действие? Это состояние. Это состояние страшной болезни. И эта болезнь приведет к смерти. Ты еще до конца не осознаешь… Давай, послушай множество историй». Книга Бытие. Бог говорит: «Сейчас мы начнем решать эту проблему; Ной, выходи, Я хочу решить проблему; Авраам, выходи! Я начну восстанавливать, Я дам тебе землю. Авраам, Я верну тебе отношения. Ты будешь благословенным. Наши отношения с тобой будут такие, как когда-то! Авраам, ты будешь благословением всем народам! У тебя будут хорошие отношения с людьми!». Понимаете, что Господь планирует сделать? Он обещает: «Все вернется! Землю получишь, отношения получишь, все, что ты потерял». Помните, когда Господь пригласил Адама и Еву после их проступка, и говорит: «Ева, у тебя будут дети, и один из твоих потомков решит эту проблему и спасет». Сегодня родители думают, что Бог им дал детей, чтоб они воспитывали детей. Бог дал нам детей, чтоб нас воспитать! А потом нашим детям даст детей, чтобы их воспитать. Знаете, когда начал понимать Бога Енох? Когда у него родился сын. Он начал понимать отношения между отцом и сыном и начал понимать Бога. И теперь, Бог говорит: « Авраам, у тебя будет большое потомство!». И смотрите теперь в книге Бытие: каждая женщина в книге Бытие – неплодная. Самая большая проблема – это нет детей. У Сарры нет детей, у Реввеки нет детей, у Рахили нет детей, у всех нет детей, у всех – проблема. Понимаете? Хорошо, может, землю вернешь? Ходит Авраам, то в Египет, то к Филистимлянам, то по Палестине. Есть земля? Есть земля. Вы знаете, книга Бытие – интересная книга. Вот это – Ветхий завет, а это – Новый завет (сравниваем толщину Ветхого завета и Нового завета). Сколько лет охватывает Ветхий завет? 4000 лет. Тут 39 книг. А сколько в книге Бытие лет? 2500 лет. Там всего 50 глав. Понимаете, где дефицитнее место? Рекламу давали? Сколько стоит рекламный квадратный сантиметр? Где дефицитнее место? В книге Бытие или в другой книге Библии? Никакая другая книга не охватывает такой огромный период. Понимаете? Значит, как тут будет описано все это? 2500 лет в 50 главах книги Бытие. Как вместить? Кратко. Вы знаете, что там происходит? Одна глава – удивительная глава! В самом центре книги Бытие, вдруг, подробнейшее описание о том, как Авраам производит сделку. Авраам, наконец-то, решил, что ему надо приобрести участок. Присмотрел он там участок, и говорит хозяину, что хотел бы купить у него этот участок. Но этот человек говорит: «Авраам, я тебе его дарю». «Нет, - говорит Авраам, - я его должен купить. Я покупаю у тебя землю». Целая глава подробно описывает то, как Авраам покупает участок земли. Вы можете себе представить, сколько часов они там торговались? Почему в этой книге целая глава посвящена этому? Авраам покупает землю! Но не земля в центре внимания. Вы понимаете, что он там купил? Что он себе купил? Могилу купил… Понимаете, что это значит? Книга Бытие удивительно написана. Бог не просто говорит, что «возмездие за грех – смерть»; он показывает, говорит: «смотрите, что делает Авраам, смотрите, чем все это закончится». Это центр книги Бытие. Хотите увидеть, как выглядит вся книга Бытие? Послушайте, что звучит, когда читаем первые главы. Бог описывает как Он творил землю. В конце каждого дня, Господь, как бы отходя назад, смотрит и говорит: «Хорошо весьма. Я доволен». Но там не все описано. Когда вы откроете книгу Иова, то там, Господь, вспоминает как Он творил землю, и говорит: «Иов, ты помнишь как Я творил землю? Когда Я полагал основание земли, и когда все сыны Божии восклицали от радости». Что это значит? Вы понимаете, что тогда происходило? Не только Бог говорил, что «весьма хорошо». Бог смотрел на дела Своих рук и говорил: «Весьма хорошо!», а все небо, как эхом, подтверждало, и прекраснейшая музыка доносилась оттуда. Все небо оглашалось звуками хвалы и восхищением. Все небо, вся вселенная – радуется! А теперь, откройте 50 главу, последнюю. «Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля». Так начинается глава. А вот как она заканчивается: «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте». Это великая глава бальзамирований. А в центре главы смотрите: «И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал [Иосиф] плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане». Слышите, как начинается и как заканчивается книга Бытие? Что слышите в начале? Какое впечатление, какие звуки? Какая картина? И что в конце? И какой вопрос остро встал в самом начале нашего чтения? И это грех? Да, это грех. Книга Бытие о том, что такое грех. И ответ не только в словах. Господь использует все средства, чтоб до нас достучаться. Чтобы мы увидели, чтобы мы услышали, чтобы мы ощутили, чтобы эта истина ожила перед нами. Это же важная книга. Это не сухая книга, где сказано, что нам делать, а что нет. Это намного больше, чем многие себе представляют. Вот почему ее надо читать так, как она написана. Только так мы сможем сделать правильный вывод и принять правильное решение. Пусть Господь поможет нам в этом. Аминь. Юрий Дмитриевич Юнак
В Мой Мир
|