В 605 году до н.э. в жизни иудейского народа наступило страшное время: началось Вавилонское пленение, которое длилось 70 лет: «В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Книга пророка Даниила 1:1,2). Кроме того, халдейский завоеватель вывел из Иерусалима в Вавилон всех знатных людей, вельмож и князей, а также воинов и ремесленников, оставив в разграбленной столице только самый бедный люд. Как повествует далее библейская история, Навуходоносор дал приказание «начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых, и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому» (Книга пророка Даниила 1:3,4). Среди юношей, определенных к изучению наук при Вавилонском царском дворе, оказались Даниил и трое его друзей - Анания, Азария и Мисаил. Столкнувшись с языческими обычаями, противоречившими их религиозным убеждениям, они молились Богу, чтобы Он уберег их души от греха. Не страшась наказания, молодые люди решили отказаться от предложенной им милости - питаться с царского стола, и твердо стояли на библейских принципах питания и здорового образа жизни. Так в сложных обстоятельствах они проявили свою веру и преданность Создателю, подарившему им жизнь и здоровье. Господь был всегда с ними. Он не только расположил сердце начальника евнухов к четырем плененным иудеям, но и дал Своим послушным детям особенную мудрость, сильно возвысив их в глазах вавилонского царя. По чудному провидению Божьему Даниил завоевал доверие и уважение языческого правителя, когда разъяснил ему его пророческий сон. В результате этого Даниилу было предложено стать главным начальником над всеми халдейскими мудрецами, а трое его друзей стали управляющими делами в Вавилоне. Позже вера этих преданных Господу людей снова была испытана сложными обстоятельствами. Царь Навуходоносор собрал на поле Деире всех «сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей» (Книга пророка Даниила 3:2), чтобы они, признав над собой абсолютную власть царя и его богов, поклонились сделанному им золотому истукану. Однако Анания, Мисаил и Азария отказались выполнить этот царский указ. Когда их схватили и привели к деспотичному властелину, в ответ на его угрозу сжечь их в раскаленной печи, три товарища Даниила бесстрашно засвидетельствовали ему о своей вере: читайте Даниила 3:17,18 С твердой верой в Бога и праведность Его закона произнесли они эти слова. И Господь не оставил их на погибель. Когда разгневанный правитель приказал их связать и бросить в пылающую печь, их Небесный Защитник был с ними. Сам Божий Сын спустился с неба, чтобы спасти Своих верных последователей. Изумленный Навуходоносор и его вельможи увидели в устье печи вместо трех брошенных туда юношей «четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию. И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них» (Даниила 3:25,27). Сегодня, обращаясь к Иисусу за помощью, имея твердое решение всегда поступать по Его воле, мы можем быть уверены, что Он не оставит нас и перед лицом смерти. Истинный христианин, подобно Даниилу и его друзьям, не станет делать ничего такого, что противоречит его убеждениям и святым заповедям: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступить так, как Он поступал» (1 Иоанна 2:6).
Чем истинные христиане отличаются от неверующих людей? Как детям Божьим удается жить среди развращенного мира, каждый день сталкиваясь с сатанинскими обольщениями и при этом оставаясь верными Господу? Дело в том, что Иисус через Святого Духа пребывает в сердце каждого верующего, защищая его от разрушительного влияния зла. читайте послание к Римлянам 8:5,9,10,14-16. Возродившись духовно, верующий обретает совершенно новую сущность. Его жизнь преображается, так как отныне в нем пребывает сам Христос. Вот что написал об этом апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:20). Христиане - это избранный народ. Они являют миру совершенство Божьего характера. Иисус в Своей молитве перед голгофскими страданиями просил Отца о том, чтобы Его ученики обрели полноту единства с Богом и тем самым помогли людям, не знающим истину, уверовать в Него: читайте Евангелие от Иоанна 17:18,21-23. Апостол Петр также говорит о возвышенной и славной миссии последователей Христа: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Послание Петра 2:9). Существует более точный перевод слов «взятые в удел» - «искупленный народ». «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Послание к Коринфянам 6:20). Человек, выкупленный из дьявольского плена ценой драгоценной крови Христовой, стремится прославить Господа всем своим существом. Исполненные любви к Иисусу, мы обретаем истинное счастье - счастье жить для Него и своей жизнью славить Его святое имя. «Вы - соль земли....» (смотрите Евангелие от Матфея 5:13-16).
Хитрости дьявола Живя в нашем падшем мире, нельзя забывать, что сатана продолжает бороться за каждого человека, и верующего, и неверующего. Его можно назвать мастером искусства обмана и подделки. Он умеет сделать грех чрезвычайно красивым и привлекательным: «Как рыбы попадаются в пагубную сеть и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются» в приготовленные для них коварные ловушки дьявола (Книга Екклесиаста 9:12). Сатана замышляет наше полное уничтожение, обольщая нас различными соблазнами. Невидимый, он стоит за каждым из них. Искушение может показаться вполне невинным, но если мы не преодолеваем его силой Христа, оно неизменно приведет ко греху. А всякий грех приводит к духовному опустошению и гибели. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти» (Притчи 16:25). «В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Послание Иакова 1:13-15). При этом единственное, что нужно врагу рода человеческого - это чтобы мы, запутавшись в его сетях, уже больше не захотели или не посмели обратиться за помощью к Богу. «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Евангелие от Луки 12:4,5; Откровение 12:12).
Три вида искушений «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:6). Так наши прародители, нарушив Божественное повеление, вкусили запретный плод, определив тем самым дальнейшую судьбу своих потомков. Какие сатанинские искушения побудили их это сделать? Плод обещал быть вкусным, был приятен на вид и должен был дать загадочное и притягательное познание добра и зла, сделав человека, по словам искусителя, подобным Богу. Три пути использовал сатана, вкрадываясь в сердца первых людей и подталкивая их к духовному падению: плотской аппетит, силу зрительного воздействия и стремление к самовозвышению. Все соблазны идут к нам по одной из трех названных дорог. Именно поэтому мы должны быть особенно внимательными к своим желаниям и побуждениям, избегая дьявольских ловушек, старательно для нас приготовленных: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Послание Иоанна 2:15-17; Послание Иакова 4:4-7; 1 Послание Петра 5:8; 1 Коринфянам 10:12). Давайте рассмотрим, что представляет собой «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».
Все ли мне позволительно? У человека есть физическая потребность в пище, воздухе, воде, движении, физиологическая потребность мужчины в женщине, а женщины в мужчине и так далее. На земле, изуродованной грехом, сатана прилагает все усилия, чтобы навязать людям эти естественные потребности в их извращенной форме: нормальный аппетит начинает служить пороку чревоугодия; потребность в движении обращается в танцы, шокирующие своей непристойностью; сексуальное чувство человека обращается в половую вседозволенность и разврат. Вот что о причинах возникновения порочных физических стремлений писал апостол Павел: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели... то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела... Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Римлянам 1:21,22,24,26-32). Для того, чтобы контролировать похоть плоти, которая может быть свойственна каждому человеку, если он позволяет своему физическому, плотскому началу возобладать над духовной сущностью, необходимо помнить: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: "два будут одна плоть". А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Послание к Коринфянам 6:12-20). Да будут нашим путеводителем и другие библейские слова: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Послание к Римлянам 13:12-14). Похоть плоти в определенной степени связана с похотью очей, которая также является сатанинской подделкой - подделкой под чувство прекрасного, заложенное Богом в людях.
Красота ложная и истинная Бог, сотворивший наш мир, изначально создал его совершенным, то есть красивым во всех отношениях. Хотя проклятие греха за несколько тысячелетий очень сильно изуродовало первозданную красоту нашей планеты, ее облик во многом до сих пор вызывает восхищение. Гармония красок, форм, движения и звуков, запечатленная в Божьем творении, всегда вдохновляла художников, скульпторов, композиторов, поэтов и писателей на создание гениальных произведений искусства. Стремление к прекрасному проявляется у человека многообразно. Он желает хорошо выглядеть, иметь красивую одежду, дом, вещи, и в этом нет ничего плохого. Плохо, когда это становится главной целью в жизни, когда ради достижения внешней привлекательности человек жертвует своей внутренней красотой. Как много сегодня людей, готовых отдавать все свое время и силы на приобретение сверхмодной одежды и драгоценных украшений и при этом совершенно не обращающих внимания на собственную духовную нищету! Что побуждает человека затрачивать огромные суммы на покупку престижных вещей, не думая при этом о возможности потратить средства иным, более полезным образом? Очень часто эта потребность эгоистичной души связана с пороком гордости. За покупкой супердорогих костюмов и платьев, фешенебельных домов и автомобилей может стоять желание выглядеть лучше других. За этим очень часто может также скрываться внутренняя пустота, незащищенность, одиночество, от которых может избавить только присутствие в жизни Иисуса Христа. Священное Писание подчеркивает несостоятельность мирских ценностей и представляет иные идеалы красоты: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея 6:19-21). Истинные последователи Христа завоевывают симпатию, доверие и уважение окружающих не стоимостью своей одежды или жилья, а небесной красотой души, отражающей красоту Спасителя мира. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Послание Петра 3:3,4). Христианский дух украшает сам себя. Ему не требуется, чтобы человек превращался в выставку модных крайностей. Вот как обратился Господь к суетному человеку: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матфея 6:28,29) Господь всегда даст все необходимое, чтобы человек мог достойно и привлекательно выглядеть - и внутренне, и внешне. «...Верующий в Него не постыдится», - говорит Священное Писание (1 Послание Петра 2:6). Человек, отбрасывающий вечную жизнь ради временных, преходящих ценностей, в изобилии предлагаемых нам миром, поступает подобно тому, кто выбрасывает драгоценные жемчуга, чтобы освободить шкатулку для дешевой бижутерии. Люди судорожно цепляются за внешнюю привлекательность и в погоне за идеалами гибнущего мира теряют свое вечное счастье. Сатанинские соблазны, отвлекающие наше внимание от духовного, всегда сияют призывной позолотой. Какими богатыми и желанными они могут казаться! Но они всегда - подделка. Поэтому Библия предупреждает нас: «Не любите мира, ни того, что в мире...» (смотрите 1 Послание Иоанна 2:15-17).
Гордость Именно этот грех привел к падению «помазанного херувима», стоявшего во главе ангельского воинства. Тот, о ком Бог сказал: «...ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Книга пророка Иезекииля 28:12), исполнившись гордыней, превратился в дьявола. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Книга пророка Иезекииля 28:17). Неудивительно поэтому, что стремление человека к самовозвышению называется в Библии одним из наиболее губительных грехов. «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность» (Притчи 16:18). «Придет гордость, придет и посрамление...» (Притчи 11:2). «В устах глупого - бич гордости» (Притчи 14:3). «Страх Господень - ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу» (Притчи 8:13). «Вот... что ненавидит Господь... что мерзость душе Его: глаза гордые...» (Притчи 6:16,17; Евангелие от Луки 14:11). Почему люди так легко исполняются гордостью? Почему они так любят хвалиться собственными достоинствами, значимостью и исключительностью? Такова слабая человеческая природа, дающая человеку искаженное восприятие действительности. Она вытесняет из сердца любовь к Богу и к ближним и замещает ее эгоистичной любовью к себе. Все, что мы имеем: внешность, ум, таланты, богатство, качества характера - все это не является нашей заслугой. По свидетельству Священного Писания, «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Послание Иакова 1:17). «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Книга пророка Иеремии 9:23,24). Гордость является одним из самых опасных и наиболее трудноизлечимых грехов. Иисус, Который больше всех имел право на почести и человеческую славу, пришел к нам как смиренный слуга, чтобы через Свое унижение возвысить нас и сделать детьми Божьими. Все желающие следовать за Ним должны прежде всего научиться кротости и смирению (Евангелие от Матфея 20:25-28; Исаии 53:2-5; Филиппийцам 2:5-8). Богословы считают, что гордость - это особое состояние ума и сердца, которое предшествует почти всякому греху. Гордость может принимать разные обличия. Есть люди, которые наслаждаются своим умом, талантом, способностями. Всегда считая себя лучше других, они потакают своей гордыне. Можно назвать и такую категорию людей, которые считают себя порядочными и благочестивыми в противоположность всем остальным. Они забывают, что абсолютно безгрешной чистоты среди людей быть не может. Другим видом гордости является гордость интеллектуальная. Она проявляется в высокомерии по отношению к менее образованным, малограмотным или в чем-то не состоявшимся людям. Такой надменный человек забывает, что все, что он получил, есть результат деятельности других. Материальная гордость вместо Бога возводит на престол собственное «я». Материальные достижения, карьера, должность становятся самым важным. Человек начинает помышлять только о суетном, забывая о том, что он стоит пред Богом. Существует также и социальная гордыня. Она проявляется в классовом, национальном и расовом высокомерии. Но Господь не видит тех различий между людьми, которые они сами между собой воздвигают. Во всех случаях Он смотрит на состояние человеческого сердца. Очень выразительно нарисован портрет гордого человека в притче Христа о мытаре и фарисее: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки 18:10-14). Итак, зная о грехе гордости, будем следовать советам Библии. «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Послание к Филиппийцам 4:5). «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Евангелие от Матфея 5:5; Ефесянам 4:1,2).
Удаление от зла Несколько тысячелетий назад один известный библейский герой размышлял о том, где человек может найти истинную мудрость и разум. «Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: "не во мне она"; и море говорит: "не у меня". Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра; не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она. Откуда же исходит премудрость? и где место разума?.. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее... И сказал человеку: "вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум"» (Книга Иова 28:12-20,23,28). Читая в Библии о страхе Господнем, нужно понимать, что Богу совершенно не нужно, чтобы Его дети испытывали перед ним чувство ужаса и унижения. Ведь Он есть любовь, а «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Послание Иоанна 4:18). Страх Господень - это благоговейное и уважительное отношение к Его личности, к Его авторитету, к Его Слову. Истинная мудрость приходит к человеку только после того, как он обретает страх совершить зло и тем самым разрушить взаимоотношения со своим Господом. Боящийся оскорбить Бога будет внимателен к своему пути. Очень много о страхе Господнем и благословениях, которые он с собой приносит, сказано в притчах царя Соломона: «Страх Господень - ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу... Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум... Страх Господень прибавляет дней... Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти... Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его... За смирением следует страх Господень, богатство, и слава, и жизнь» (Притчи 8:13; 9:10; 10:27; 14:27; 19:23; 22:4). Часто люди соглашаются с тем, что нужно удаляться от зла. Но когда приходит обольститель со своими разнообразными приманками, они вдруг забывают о всякой осторожности. Иисус сказал Своим ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Евангелие от Марка 14:38). Когда благодаря постоянству в молитве совесть бодрствует, как сторож на башне, когда разум Божьей силой контролирует чувства и поступки, тогда грех не найдет себе лазейку в сердце человека. Может быть, Вы слышали высказывание: «Посеешь мысли, пожнешь поступки; посеешь поступки, пожнешь привычки; посеешь привычки, пожнешь характер; посеешь характер, пожнешь судьбу». Все начинается с мыслей. Человеческое сознание является главным объектом и крепостью, которую так жаждет захватить сатана. Все его искушения направлены прежде всего на то, чтобы склонить на свою сторону разум человека. Что же нам делать с теми неправедными мыслями, которые в момент искушения могут казаться безобидными? Конечно, мы не можем раз и навсегда запретить подобным мыслям появляться в нашем сознании. Ведь мы люди грешные. Но силой Духа Святого мы можем не согласиться с ними и отогнать их от себя. Известно одно высказывание: «Я не могу помешать птицам летать над моей головой, но я не позволю им свить гнездо на моей голове». Чтобы освободиться от греховных мыслей, нужно прежде всего сосредоточить свое внутреннее внимание на добром, светлом, небесном. Лучше всего это получается, когда общаешься с Богом в молитве, размышляешь над Его Словом и Его волей в своей жизни, думаешь о красоте характера и любви Господа. Ежедневно погружаясь в подобные размышления, человек постепенно привыкает к ним и начинает находить в них особенную радость и удовлетворение. Мы преображаемся в то, на что взираем. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир» (Послание к Римлянам 8:6). «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Притчи 23:7; Филиппийцам 4:8; Евреям 12:1,2). «...ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо ... жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Послание к Колоссянам 3:1-3; 2 Послание к Коринфянам 3:18; Филиппийцам 4:6,7). На чистоту и праведность мыслей решающее влияние оказывают разные факторы: наш круг общения; книги и журналы, которые мы читаем; фильмы и телевизионные передачи, которые мы смотрим; музыка, которую мы слушаем. Где мы любим находиться? Чем занимаемся большую часть своего времени? Библия дает ясное предостережение, что во всем: в работе, отдыхе, общении - мы должны хранить себя в чистоте: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Послание к Коринфянам 15:33); «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Послание к Коринфянам 6:14); «Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Послание Иакова 4:4); «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружится с глупыми, развратится ... Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми» (Притчи 13:20;15:31). В самом первом псалме Книги Псалтирь говорится: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Псалтирь 1:1-3). То, как современный мир демонстрирует грех и зло, насилие и разврат, облекая их в красочные обертки, неизменно опускает мысли от высокого и духовного к низменному и недостойному. Человек, пребывающий в Иисусе, не может позволить своим глазам взирать на то, что оскверняет его разум и сердце. «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» (Псалтирь 100:3,4). Не будем забывать, что мы преображаемся в то, на что взираем. Готовясь к вечности, будем всегда искать чистоты и совершенства. Уже сами эти поиски способны произвести большие изменения в нашей жизни.
Счастье - это... Иногда можно услышать фразу: «Вся жизнь христианина состоит только из длинного ряда запретов. Одни лишения, постоянная внутренняя борьба и никакого удовольствия». Такого никогда не скажут люди, на своем опыте знающие, что такое внутренний мир и покой, даже когда вокруг бушует буря. С Божьими благословениями не могут сравниться никакие блага мира. Счастье и радость, возникающие из-за связи человека с Богом, упоминаются в Библии много раз. Вот лишь некоторые примеры: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Псалтирь 15:11; Псалтирь 42:4; Притчи 10:28); Исаии 61:10; Иеремии 15:16; Филимону 1:7). Громкий смех не всегда свидетельствует о веселом состоянии души. За ослепительной улыбкой может скрываться разбитое сердце или холодный разум. Но счастье верующего подлинно и непритворно. Жизнь с Богом и для Бога исполнена наивысшей радости. Она сама приходит к нему, во исполнение обетования Спасителя: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Евангелие от Иоанна 10:10). Почему люди, которые всю свою жизнь ищут счастье, часто так и не могут найти его? Только потому, что ищут там, где его нет и быть не может. Потому что подлинное счастье немыслимо в отдельности от Бога и Его несравненной любви - «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16). Истинное счастье не замыкает человека на самом себе. Напротив, оно побуждает его делиться своей радостью с другими. Вопреки всем эгоистичным законам этого мира, в жизни христианина действует благословенный принцип Иисуса: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния Апостолов 20:35). Отдавая себя на служение ближним, мы обретаем гораздо более радости и внутреннего мира, чем от наслаждения властью, славой и материальными благами. Каждый из нас, наверное, на собственном опыте знает, насколько призрачными и обманчивыми бывают удовольствия, усиленно предлагаемые современным миром. Люди тянутся за ними в надежде обрести покой и умиротворение для своих сердец, а в результате не получают ничего, кроме опустошенности и разочарования. «...проходит образ мира сего» (1 Послание к Коринфянам 7:31). «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Послание к Тимофею 6:11). Если перед человеком открывается возможность принять участие в каком-то деле, он должен спросить себя: а как поступил бы в этом случае Иисус? И если хоть что-то останавливает, лучше отказаться от сомнительного предприятия. Каждому из нас хотелось бы обрести вечное и настоящее счастье. Не будем же тратить на бесплодные поиски свои драгоценные силы и то недолгое время, которое у нас еще остается. Будем внимательны к словам Библии: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Книга Екклесиаста 11:9). Слышали ли вы историю о богатом восточном принце, который искал себе возницу? Три претендента пришли к нему, и он повел их к обрыву. Стоя на самом краю глубокого ущелья, принц спросил: «На каком расстоянии от пропасти вы смогли бы остановить мою колесницу?» Первый огляделся вокруг и сказал, что сможет остановить разгоряченных коней за метр до обрыва. Второй стал уверять, что сумеет сделать это всего лишь за полметра. Третий же отошел от страшного места и сказал: «Ваше Высочество, я остановил бы коней, как только понял, что впереди пропасть». «Именно такого человека я и искал, - произнес принц. - Неразумно быть настолько уверенным в своих силах, чтобы рисковать жизнью, приближаясь к самому краю обрыва». Скажем и мы сегодня: не стоит быть настолько самоуверенными в борьбе с сатаной, чтобы рисковать вечностью, приближаясь к самому краю пропасти греха. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Матфея 16:26). Думая о блаженном покое, обещанном нам в грядущей жизни, наслаждаясь защитой, даруемой нам Христом сегодня, не будем поддаваться дьявольским соблазнам. Каждому христианину уготовано счастье, гораздо более превосходящее все, что только мы можем себе представить в своих самых лучших мечтах. «И возвратятся избавленные Господом, придут ... с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Книга пророка Исаии 35:10). «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»» (1 Послание к Коринфянам 2:9). «Дорогой Господь! Благодарю Тебя за то, что Ты не оставляешь нас погибать в сетях искушений сатаны, но предупреждаешь о его коварстве и открываешь его намерения. Боже, Ты видишь мою духовную слабость. Пожалуйста, помоги мне силою Иисуса оставаться победителем в борьбе с дьявольскими соблазнами. Огради мою душу от всякого зла, наполни разум духовными размышлениями, а сердце - Твоей святой радостью. Помоги мне быть светом для всех окружающих. Да прославится Твое чудное имя среди всех людей: Отец, Сын и Дух Святой! Аминь».
В Мой Мир
|