Был с Богом Моисей на дикой горной круче, У врат небес стоял, как в жертвенном дыму: Сползали по горе грохочущие тучи - И в голосе громов Бог говорил ему…
Иван Бунин
Что произойдет, если вдруг перестанет действовать закон всемирного тяготения? Мы сделаем шаг - и взлетим в космос, не надеясь когда-нибудь вновь ощутить землю под ногами. Если же, наоборот, сила тяжести увеличится вдвое, наши ноги будут отрываться от земли с большим трудом.
Науке известно сегодня, что атом, эта ничтожно малая по величине частица, является одной из чрезвычайно сложных и сбалансированных систем во Вселенной. Неукоснительно подчиняясь внутренним законам своего существования, он обеспечивает порядок в нашем мире, и малейшие сбои в этой микросистеме могли бы привести к глобальным космическим катастрофам.
Все творения Бога, начиная с невидимого глазу атома и кончая галактиками невообразимых размеров, существуют не хаотично, но подчиняются определенным законам, необходимым для гармоничного существования Вселенной. «Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Книга пророка Исаии 45:12), - говорит Господь.
Незыблемое совершенство
Бог правит Вселенной по закону совершенства, не имеющему абсолютно никаких изъянов.
Для всего материального мира Он установил постоянные математические, физические, химические, биологические законы. Для сотворенных Им разумных существ Он определил духовно-нравственный закон. Счастье человека и всех остальных обитателей Вселенной непосредственно связано с соблюдением морального закона, нарушение Божественной незыблемости которого неукоснительно ведет к разрушению и смерти.
Как нелепа мысль о непостоянстве действий законов физического мира, так безумием было бы предположить, что человек может менять по своему усмотрению нравственный закон Божий.
В нравственном законе отражается неизменный характер Творца. Он говорит: «Я - Господь, Я не изменяюсь» (Книга пророка Малахии 3:6).
Об этом также говорит апостол Иаков:
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Послание Иакова 1:17).
Если бы в нашем Небесном Отце произошла хотя бы «тень перемены», если бы Он перестал быть совершенным, то неизменный закон и порядок сменились бы беззаконием, и все сотворенные миры были бы быстро повержены в хаос. Нам даже не нужно особенно фантазировать, чтобы представить себе эту страшную картину, достаточно оглянуться вокруг и увидеть горькие плоды разрушения устоев человеческого общества в результате отказа от нравственных законов, установленных Богом.
«...земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней...» (Книга пророка Исаии 24:5,6).
К счастью, в отличие от человека, наш Небесный Отец неизменен в Своем совершенстве, являясь воплощением любви - безграничной и вечной. Каждым мгновением своей жизни мы обязаны только Ему. Почему же мы считаем, что можно пренебрегать Его законом? Неужели мы хотим ненависти вместо мира и гнетущей неопределенности, вместо защиты и попечения, дарованных навеки?
Нравственный закон Бога
В Библии закон Божий назван «совершенным», «укрепляющим», «праведным», «светлым», «просвещающим», «истинным». В нем и через него открываются нравственные качества самого Бога. Закон, направленный на благо всего сущего, установлен Сердцем, исполненным неиссякаемой и неизменной Любви.
«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи» (Псалтирь 18:8,9).
«Дела рук Его - истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте»>(Псалтирь 110:7,8).
Закон Божий был хорошо известен самому первому человеку, и после грехопадения в течение 2000 лет он передавался из уст в уста, от поколения к поколению. Во времена Моисея Бог дал его человеку в виде десяти заповедей. Сам всемогущий Творец Вселенной сошел тогда на нашу маленькую Землю специально для того, чтобы лично начертать Свой закон на каменных скрижалях для объявления его людям. Вот как это знаменательное событие описывается Божьим пророком: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исход 19:16-20).
Давайте прочитаем тот самый извечный и неизменный закон - Десять заповедей , которые Бог дал людям на горе Синай:
«Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:2-17).
«Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне… И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег» (Второзаконие 5:22; 10:5), - так заканчивает Моисей повествование о заповедях Господних, данных нам Богом.
Ни один земной законодатель не смог бы издать такой лаконичный закон, совершенный и всеобъемлющий, определяющий наши отношения и с Богом, и в семье, и в обществе в целом. Все самые справедливые человеческие постановления, Конституции и законы большинства стран можно разглядеть в строках этого немногословного кодекса нравственности.
О, если бы только люди соблюдали десять заповедей! Мы жили бы сегодня счастливо в мире добра и процветания.
Соблюдение закона - это не рабство Кого Вы скорее назовете свободным человеком: безудержно употребляющего наркотики, или того, кто запрещает себе даже прикоснуться к убийственному яду? Возможен только один ответ: конечно, второго!
Кого можно назвать свободным - законопослушного гражданина или нарушителя общественного порядка? Ответ тоже ясен: первого. В чем заключается свобода для преступника? В том, чтобы переступить через нравственный и юридический кодекс? Но тогда он теряет свою свободу не только в физическом, но и в моральном смысле, попадая под всеобщее осуждение, в то время как соблюдающий законы продолжает с чистой совестью пользоваться преимуществами свободы.
«Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих» (Псалтирь 118:45).
«...кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Послание Иакова 1:25). Да, действительно, заповеди даны нам не для того, чтобы как-то урезать наши права и возможности, но напротив, чтобы указать дорогу к подлинной свободе.
Закон, бывший в самом начале
Человек, начинающий изучать Библию, может усомниться в том, что Закон Божий существовал до того, как Господь дал Своему народу десять заповедей на горе Синай. Библия говорит нам, что принципы, на которых построены Божьи заповеди, существовали всегда. Фактически, нравственный закон был вписан в сердце человека при сотворении. Но и до появления первых людей он уже существовал и лежал в основе Божьего управления Вселенной: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?.. Слушайте, потому что я буду говорить важное и изречение уст моих - правда… Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли… Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной» (Притчи 8:1,6,22,23,25,26). Зло является следствием греха, который «есть беззаконие» (1 Послание Иоанна 3:4). Библия говорит, что первый человек, съев плод с дерева познания добра и зла, совершил грех. Доверившись сатане, Адам нарушил первую заповедь закона Божьего: «...да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», благодаря чему он сам и все человечество вместе с ним оказались в плену у смерти: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом - смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили… Ибо возмездие за грех - смерть» (Послание к Римлянам 5:12, 6:23).
Задолго до того, как Господь записал десять заповедей на скрижалях, Авраам, призванный Богом, уже знал Его Закон:
«Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие 26:5).
Открывая перед учениками истинные ценности Божьего Царства, Иисус всегда подчеркивал важность соблюдения непреходящих заповедей Божьих:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Евангелие от Матфея 5:17-19).
Закон Божий не изменяем «ни на йоту», «ни на черту» (на греч. - «титло»). Дадим пояснение: йота - это маленькая буква греческого алфавита, а титло - особый знак, позволяющий отличить одну букву от другой. Никогда без ущерба для всего сущего не может быть изменен закон Творца. Выраженный в десяти заповедях, он, по словам Иисуса, так же вечен, как вечны Божьи небеса.
Книга закона Освободив Израильский народ из египетского рабства, Господь Свой вечный закон, который в начале истории земли был записан Им в человеческом сердце, начертал на камне. В этом была насущная необходимость, так как люди, привыкшие жить во мраке греха, уже не могли отличать добро от зла, а дух любви и послушания сменился в них на непокорность Богу и отстраненность друг от друга. Господь изрек десять заповедей народу, который, находясь в безбожном Египте, уже почти забыл о существовании нравственного Божьего закона.
Вместе с законом израильтянами был забыт и план спасения рода человеческого, появившийся сразу же после грехопадения Адама и Евы. Господь заново представил людям этот план, изложив его очень ясно, просто и наглядно.
В качестве иллюстрации будущего искупления, прощения и оправдания грешного человека через Иисуса Христа по Божьему повелению в ветхозаветные времена было построено святилище и установлены правила служения в нем.
Подробные наставления об этом записаны в начале Библии - в «книге закона», объединяющей в себе книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего» (Второзаконие 31:24-26).
Давайте разберемся в идее святилища. Представляя какое-либо изобретение, к чертежам, как правило, необходимо прилагать и рабочую модель, демонстрирующую идею в действии. Ветхозаветное святилище, перестроенное впоследствии в храм, и церемониальные обряды, связанные с ним, можно назвать моделью Божьего плана спасения падшего человечества, сделанной по «чертежам» книги закона.
Невинные животные, приносимые людьми во святилище в жертву за свои грехи, символизировали Агнца Божьего, Иисуса Христа, принимающего на Себя вину и наказание за преступления всего мира. Кровь животных указывала на цену, которую Христос должен был заплатить в назначенный Господом час за наше спасение. Центральное место во святилище занимало Святое святых, где хранился ковчег со скрижалями Закона Божьего. Ковчег вместе с крышкой, на которой стояли два золотых херувима, обращенных лицами друг к другу, был сделан из дорогого дерева и обложен золотом. Там Сам Бог в виде ослепительного облака являл израильскому народу славу Своего присутствия: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения... Я буду являться в облаке... Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему... В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской» (Исход 25:22; Левит 16:2; Числа 7:89; 3 Царств 8:9). Мы видим, что Бог связывал Свое присутствие среди народа с нравственным законом. Только осознавая святость заповедей, находившихся в ковчеге, человек мог увидеть всю глубину своей греховности и величие Божьего прощения.
Но, подобно тому, как изобретение, реализуясь, уже перестает нуждаться в модели, так и потребность в святилище и производимых в нем обрядах, указывавших на Христа, отпала сразу же после того, как славное дело искупления человечества исполнилось на Голгофе. Не стало больше необходимости в символических образах.
Последним возгласом умирающего на кресте Спасителя было: «Совершилось!», после чего Он, «преклонив главу, предал дух» (Евангелие от Иоанна 19:30). В это же время, как повествует Священное Писание, завеса в храме, скрывавшая от глаз святой ковчег, «раздралась по средине» «надвое, сверху донизу» (Евангелие от Луки 23:45; от Марка 15:38). Отныне не нужно было больше убивать овец и ягнят. Истинная жертва, Иисус Христос, была принесена, и через нее верующий человек оправдан Божьей благодатью, незаслуженным даром Его любви.
На кресте «тень будущего» (Послание к Колоссянам 2:17) стала явью, наступил конец церемониальному ветхозаветному служению, и «книга закона», описывающая его, потеряла свою актуальность.
Но не будем путать обрядовые установления с кодексом нравственности, открывающим характер вечного Бога, - с десятью заповедями, неизменность которых подтвердил Христос.
«Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон» (Книга пророка Исаии 42:21).
Закон или благодать? «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Послание Иакова 2:10).
Если человек висит над пропастью на цепи, состоящей из десяти звеньев, и сломается одно из них, то он упадет в пропасть точно так же, как если бы сломались сразу все десять. Если запрещено выходить за определенные рамки, то нет разницы, где именно будет нарушен этот запрет. Можете ли Вы сказать про себя, что никогда ни мысленно, ни на деле не переступали за черту нравственного закона? Соблюдали ли Вы всегда все десять заповедей?
Возможно, кто-то считает себя очень добрым человеком, потому что никого не убивал, ни у кого не крал и никогда не изменял своему мужу или жене. Но Священное Писание показывает нам, что сущность нравственного закона гораздо глубже, чем его обычно понимают. Апостол Иоанн пишет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Послание Иоанна 3:15). А Христос, обличая уверенных в своей праведности людей, говорит в Нагорной проповеди: «...всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Евангелие от Матфея 5:28). Позже на вопрос ученого книжника о том, какая заповедь самая важная, Он отвечает обобщением, акцентируя внимание на сущности закона: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон» (Евангелие от Матфея 22:37-40).
Итак, зависть, осуждение, ненависть, гнев, обман, жадность, эгоизм - все это является нарушением закона любви. И как бы сильно люди ни хотели считать себя непорочными и добродетельными, горькая библейская истина гласит: нет на земле «праведного ни одного... все согрешили и лишены славы Божией» (Послание к Римлянам 3:10,23).
Апостол Павел говорит: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра... закон духовен, а я плотян, продан греху... Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Послание к Римлянам 7:12,14,18).
Но милостью Божьей человечество не оставлено погибать в своем беззаконии. «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание к Римлянам 6:23). Этот дар, предложенный каждому кающемуся грешнику, Священное Писание называет благодатью.
Именно с благодати начинается дело нашего спасения. Закон же помогает нам осознать нужду в ней. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Послание к Римлянам 3:20).
Зеркало может четко отражать испачканные места на нашем лице, но оно не способно избавить нас от грязи. Мы не станем чище, если отбросим или разобьем зеркало. Для того, чтобы стать чистым, понадобятся мыло и вода.
Человек, всматриваясь в десять заповедей, как в зеркало, сравнивая себя с образом Божьим, видит всю свою загрязненность грехом. Но он не может разбить зеркало закона и облегченно сказать: «Теперь я чист, так как ничто меня больше не осуждает». Если мы хотим действительно освободиться от греха, нам следует искать другого очищения. Оно предлагается нам благодатью, то есть незаслуженной милостью Христовой к грешному человеку.
«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Послание Иоанна 1:8,9).
«Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное, - как снег убелю; если будет красны, как пурпур, - как волну убелю» (Книга пророка Исаии 1:18).
«Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Послание к Галатам 3:21-24).
«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Послание к Римлянам 8:3, 4).
«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Послание к Римлянам 3:24).
Когда всем сердцем мы верою принимаем Иисуса, Он прощает нам прошлые грехи. Пребывая в нас, Он дает нам силу побеждать новые искушения, и мы все более и более становимся похожими на Него. Когда мы во Христе, нам с легкостью дается соблюдение всех заповедей, потому что в нашей жизни исполняется чудесное Божье обетование: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Послание к Евреям 8:10).
«Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалтирь 39:9).
«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Послание Иоанна 5:3).
Как нужна людям такая сердечная любовь!
Закон, представлявшийся вначале излишне требовательным и суровым, вдруг становится для нас естественным и необходимым, послушание дает глубокое удовлетворение, и то совершенное счастье, которого Господь очень желает каждому, все более и более наполняет нашу жизнь. В этом и заключается подлинная свобода человека.
«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Евангелие от Иоанна 8:36).
Свидетельства о спасенных через веру в Искупителя мы можем найти и в Ветхом, и в Новом Заветах. Господь, предвидя грехопадение людей, даровал им благодать «во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Послание к Тимофею 1:9). Адам и Ева смогли избежать заслуженного наказания за непослушание Богу, приняв Его обетование о грядущем Спасителе. Подобным образом и все остальные верующие ветхозаветного времени были оправданы Божьей благодатью: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Бытие 6:8); «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Бытие 15:6); «И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исход 33:17); «...поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: "...нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои". Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деяния святых Апостолов 13:23); «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу» (Псалтирь 83:12).
И в новозаветные времена прощение и оправдание во Христе принимается как дар любви, дар незаслуженный, дар благодати.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Послание к Ефесянам 2:8).
Благодать - это рука Господа, простертая к людям. Вера - это рука человека, взявшаяся за руку Господа. В этом и заключается сущность спасения, доступного каждому приходящему к Богу в любое время дня и ночи.
Итак, благодать, принятая верой, оправдывает человека, виновного перед неизменными заповедями любви, и делает его послушным исполнителем воли Творца. «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Послание к Римлянам 6:14).
Только два состояния возможны для человека: первое, «под законом», означает осуждение законом, который он нарушил; второе, «под благодатью», означает освобождение от этого осуждения милостью Божьей через веру.
Грех не властен более над принявшими Божью благодать, и проклятие закона не висит над ними «дамокловым мечом». Они обрели истинное понимание нравственных заповедей и пришли к полному их соблюдению. Восстановленные взаимоотношения с Богом и людьми, любовь, управляющая жизнью, делает бесконечно счастливыми обладателей драгоценного дара благодати.
Невозможно, приняв спасение, не исполниться благодарности и сильного желания чем-то ответить Господу. Но что мы можем для Него сделать? Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна 14:15).
«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Послание к Римлянам 3:31).
«Господи, я благодарен Тебе за десять справедливых заповедей, в которых отражается Твой характер и Твоя любовь. Ты знаешь, что я так же, как и все остальные люди, виновен перед Твоим законом, виновен перед Тобой. Пусть Твое чудесное обетование о прощении и оправдании через Иисуса Христа исполнится в моей жизни. Помоги мне верою принять Твою благодать и напиши святые заповеди в моем сердце, чтобы я мог следовать им с радостью. Благодарю Тебя за все, что Ты для меня сделал. Во имя Иисуса Христа. Аминь».
В Мой Мир
|