«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5:1-16). Постоянно ища обвинения против Христа, фарисеи с радостью уцепились за этот случай, чтобы обвинить Спасителя в нарушении Им субботы, как порой и сегодня некоторые люди, полагающие, что Христос не соблюдал в данном случае субботы, а следовательно, это и нам не нужно делать. Но так ли это? Дело в том, что во дни Христа иудеи превратили субботу из дня радости поклонения Богу в самый тягостный для народа день, обременив его сотнями своих человеческих правил и запрещений. «Дух уважения к букве, рабская мелочность, надежда спастись, когда количество грехов не будет превосходить суммы добрых дел, - давно уже удалил от чествования субботы истинную первоначальную идею этого установления и обратил ее великое значение в гибельное суеверие. Раввинская суббота с ее жалким рабством не была субботою, установленною живым и любвеобильным Законом Божиим». «Субботство было одним из наиболее излюбленных коньков современного фарисейства, и так как дух Моисеева законодательства все более подавлялся в этой секте буквой мертвой обрядности, то и суббота потеряла в ней прежний возвышенный характер - духовного и телесного покоя от трудов и посвящения ее на служение Богу. На первый план выступило мелочное соблюдение покоя, и оно обставлено было такими нелепыми вымыслами досужего ханжества, что этот благодатный день покоя превращался в день тягостного рабства и всевозможных стеснений. С самой точной мелочностью было определено, что делать и чего не делать в субботу, сколько делать шагов, на какое пространство передвигаться, сколько есть, сколько писать, какие лекарства принимать и так далее. Но более всего выработаны были правила касательно ношения бремени в субботний день. Опираясь на изречение пророка Иеремии: «Берегите души свои и не носите нош в день субботний» (Иер. 17:21), раввины измыслили целый кодекс, в котором точно определялось, какие именно ноши можно и какие нельзя носить в субботний день. Так как субботний день начинался с вечера пятницы и возвещался звуками трубы, то, по учению раввинов, всякий истинный израильтянин должен был тотчас же сбросить с себя всякое бремя. «В пятницу, перед началом субботы, - гласило одно постановление, - никто не должен выходить из дома с иглой или пером, чтобы не позабыть сложить их с себя с наступлением субботы. Всякий должен тщательно обыскать свои карманы в это время, чтобы там ничего не осталось такого, с чем запрещено выходить в субботний день». Мало того, что нельзя было носить действительных ношей, составляющих бремя, по толкованию фарисействующих раввинов, нельзя было носить в субботу даже сапог с гвоздями или заплатами, так как и гвозди, и заплата составляют «бремя». Отсюда раввинам совершенно было запрещено носить сапоги с заплатами, чтобы по забывчивости они не нарушили этим святыни субботства, которое, по их мнению, соблюдалось всей вселенной, так что и сам ангел Господень никогда не возмущал воды в Вифезде по субботам. При таких взглядах неудивительно, что книжники и фарисеи не замедлили заметить расслабленному, какое беззаконие совершал он, неся такое «бремя», как его жалкая постель». Поэтому исцелив несчастного в субботу, Христос не только не нарушил ее, но и показал, что в субботу можно делать добро, тем более что исцеление человека никак нельзя было назвать обычным делом. Прекрасно это понимали, кстати, и сами фарисеи, ибо если бы Христос действительно нарушил по Закону субботу, то они имели бы право побить Его камнями, чем они, безусловно, не преминули бы воспользоваться. Да и в последнем обвинении перед Пилатом и первосвященниками Христу не ставилось в вину нарушение субботы, ибо его не было. При этом массовые исцеления Христос проводил всегда в другие дни недели или после захода солнца в субботу (Мк. 1:32-34). «И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда» (Мф. 12:10-14). В этом тексте Христос Сам задает вопрос фарисеям: можно ли в субботу делать добро? В ответ на этот вопрос фарисеи молчали. Ибо, согласно их же постановлениям, овцу, упавшую в яму, можно было вытащить из нее, а также, если человек не сделал никакого добра, когда ему предоставлялась возможность спасти кого-нибудь от смерти, то это было равносильно тому, будто бы он сам совершил убийство. И зная это, они были вынуждены молчать на прямой вопрос Христа, понимая всю Его правоту и одновременно свою неправоту и бессилие придраться к чему-либо в Его словах или делах. «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в Законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» (Мф. 12:1-5). Фарисеи придрались к ученикам Христа, ибо по их понятиям и постановлениям срывание колосьев в субботу было равносильно жатве, а их растирание руками - молотьбе. Словом, они фактически обвинили учеников Христа, сорвавших несколько колосьев, в сельскохозяйственной работе в субботу! В ответ на это обвинение Своих учеников Христос привел фарисеям пример царя Давида, который ел священные хлебы, и грехом это не считалось, и сами фарисеи это также не считали грехом, а также священников, которые в субботу, служа при храме, делают много дел, связанных со служением, но при этом их никто, включая и самих фарисеев, не обвиняет в нарушении субботы. Почему же тогда такой несправедливый подход к Его ученикам, сорвавшим всего несколько колосьев? Христос показал одновременно лицемерие, предвзятость фарисеев, а также то, что его ученики субботу нисколько не нарушили. «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4:9-11). Павел здесь обращается к своим собратьям из иудеев, поднимая тему церемониального закона, который был немощным началом, не могущим человека довести до совершенства, но только приводящим его ко Христу, путем жертвоприношений, праздников и обрезания. «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Павел их призывает не следовать вновь этим немощным вещественным началам, а обратиться к Живому Богу. «...потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр. 10:9). Вырывая этот стих, некоторые утверждают, что первое - это якобы суббота, а второе - это воскресенье, и потому субботу святить уже не нужно. Но давайте прочитаем всю главу сначала и посмотрим, так ли это. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех, - которые приносятся по Закону, - Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:1-12). Как видим, из текста четко следует, что первое - это жертвы, указывающие на Христа и все обряды. А второе - это жертва Христа, принесенная на Голгофе и отменяющая «первое», то есть жертвоприношения, которые больше не нужны. Ибо Тот, на Кого они пророчески указывали, уже принесен в жертву. «...истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14). Некоторые полагают, что здесь речь идет о законе Божьем, следовательно - и о субботе. Но заметим, Павел четко подчеркивает: «...которое было против нас». А также он не менее четко подчеркивает, говоря не о Законе, а о рукописании, то есть о том, что было написано рукой человека. В то время, как мы помним, Закон Божий Бог написал Сам. Что же это было за рукописание, направленное против народа? «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27:26). «Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?» (Втор. 31:26-27). Таким образом, мы видим, что это был церемониальный закон, находящийся возле ковчега и провозглашавший смерть тому, кто не выполнит всех его установлений. Христос упразднил, истребил не Закон, а клятву, проклятие, то есть наказание за нарушение Закона. Своим послушанием Христос удовлетворил требования Закона. Он положил конец первородному греху, вознеся его тяжкое проклятие телом Своим на древо. Таким образом, Он снял проклятие с каждого уверовавшего и раскаивающегося грешника. Вера в Его заслуги делает грешника свободным от проклятия или клятвы Закона. Христос облекает такого в Свою праведность, полностью отвечающую требованиям Закона. Заповедь о субботе является, как мы видим, не просто сугубо богословским вопросом, это вопрос нашего взаимоотношения с Богом. И то, к чему привело в истории христианства попрание субботы, лишний раз подтверждает это. Последствия отвержения субботы и отмена Четвертой Заповеди Закона Божьего В результате этого отступления Четвертая Заповедь была отменена и заменена человеческим преданием. Апостол Иаков пишет: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Следовательно, нарушая субботу, люди виновны в нарушении всего Закона Божьего. В плане же почитания дня солнца, воскресенья и других человеческих законов Христос нам говорит: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9). И поэтому, когда кто-то говорит, что он вместо субботы соблюдает воскресенье, он тщетно чтит Бога, нарушая весь Его Закон. Такого почитания и служения Бог принять не может. - Попрание авторитета Бога как Творца. Отменив субботу как памятник творения, люди попрали Господа как Творца. Благодаря этому теория эволюции, а затем ее наследники - атеизм и фашизм - получили распространение. - Отмена субботы привела к потере знамения между Богом и человеком. Нарушая субботу, человек вольно или невольно, но заявляет, что он Богу не принадлежит. «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез. 20:20). - Отменив субботу, человек лишил себя Божьих благословений - Произошла потеря людьми символа освобождения. Суббота, согласно Библии, является и символом духовного освобождения от суеты, тяжелого труда, волнений. - Суббота - день отдыха. Исследуя историю отступлений в христианстве, мы заметили, что суббота была одним из главных объектов нападений сатаны. И это не случайно, ибо он прекрасно понимает, что, лишив человека субботы, он разорвет его связь с Богом. Наш организм нуждается в физической поддержке - пище, воде, воздухе, отдыхе. Если лишить его этого, то человек заболеет. Точно так же и дух наш нуждается в поддержке, в питании, и таким питанием является Слово Божье - Библия и молитва, без которых человек духовно умрет. И именно в субботу Бог желает нас напитать духовно, чтобы мы духовно были здоровыми и цветущими. Сегодня как никогда раньше хорошо видно, во что превращаются люди без духовной пищи: небывалый рост преступности, наркомании, развращенности, порочности, алкоголизма, полной деградации личности, особенно - среди молодежи. Лишая человека субботы, князь тьмы века сего обрекает его на духовную болезнь и гибель, так как хорошо знает, что это неизбежный финал разрыва связи человека с Творцом. Однако суббота восстанавливает не только духовные, но и физические силы человека. «Суббота является изумительным социальным институтом. Уже в древнейшие времена суббота давала возможность отдохнуть всем тяжело трудившимся, включая и рабов. Предписания об освящении субботы не сводятся, однако, лишь к физическому отдыху, но предполагают отвлечение от материального ради духовного». Сегодня гигиенистами установлено, что оптимальным днем для отдыха человеческого организма является именно суббота. Одним из недавних открытий современной хронобиологии стало обнаружение в человеческом организме 7-дневного биоритма. Он проявляется в вариациях кровяного давления и сердечного ритма, восприимчивости к инфекциям и даже приживляемости пересаженных органов. Поэтому наше тело также будет страдать, если еженедельно не отдыхать от повседневных забот и суеты.
В Мой Мир
|