Вопрос спасения тревожит людей с тех пор, как в наш мир вошел грех, а с грехом – смерть. Страдания от всевозможных болезней, эпидемий и голода, бесконечные конфликты между людьми, провоцирующие малые и большие войны, восстания и революции держат людей в постоянном напряжении и замешательстве. Все учащающиеся стихийные и экологические бедствия на суше и на море, изменение климата на планете, дорожные аварии, катастрофы в воздухе и на море – все свидетельствует о том, что в нашем мире больше нет безопасного и надежного места, чтобы в нем укрыться «хозяину» планеты.
Все вышеперечисленное ежедневно уносит тысячи человеческих жизней, сеет смятение, разочарование и безысходность. Так неужели для этого Бог сотворил человека? Неужели подобное должно продолжаться бесконечно? Есть ли средство, благодаря которому можно было бы что-то изменить к лучшему? Может ли быть надежда после смерти? Возможно ли спасение и возвращение к эдемскому счастью и бессмертию?
Не эти ли проблемы испокон веков у истинных искателей смысла жизни вызывали вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» Апостол Петр по этому поводу писал: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной нам благодати» (1 Петр.1:10).
На протяжении многих столетий вопрос спасения не раз был поводом разногласий, споров и даже так называемых священных войн. Во времена инквизиции, например, сжигали на костре тело под предлогом спасения души.
Тогда же были задействованы индульгенции – специальные грамоты, приобретая которые человек получал прощение не только уже соделанных грехов, но также тех, которые он будет совершать в будущем – прощение авансом. Это означало, что спасение можно было купить.
Симеон Столпник в IV в. 36 лет прожил на небольшой площадке 18-метрового столпа. Ради подвигов спасения тысячи отшельников замуровывали себя в пещерах Иудейской пустыни вблизи Иерусалима, о чем ныне напоминают одинокие кресты над останками их бренных тел. Люди сознательно избирают для себя аскетический образ жизни, поселяются в пещерах и монастырях, совершают утомительные путешествия в так называемые святые места, чтобы угодить Богу и попасть в число спасенных.
Спасение – это Личность Спасение – это не столько действие, сколько Личность. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, – провозглашает облеченный силою свыше апостол, – которым надлежало бы нам спастись»(Деян.4:12). И это имя – Иисус Христос.
Спасение – это какое-то особенное избавление, которое не всегда легко понять, но его нужно пережить. Апостол Павел так охарактеризовал спасение во Христе: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях, сообразуясь смерти Его…», необходимо «быть в подлинном с Ним единении, не с собственной праведностью, которая от Закона, но с той, что через веру во Христе достигается с праведностью, исходящей от Бога и на вере основанной» (Фил. 3:9, 10 СРП1).
Условные этапы спасения Первым таким этапом я бы назвал полное осознание личной трагической неизбежности. Представим себе положение темничного стража Римской империи, под охрану которого были отданы «чрезвычайно опасные» преступники. Он нес за них ответственность ценою собственной жизни, поэтому поместил их в карцерное помещение и для надежности приказал заковать их ноги в колоду. Он знал, что после таких предосторожностей еще ни одному преступнику никогда не удалось сбежать, поэтому спокойно пошел отдыхать. В полночь темничного стража разбудило сильное землетрясение. Бросившись к архиважному объекту государственной охраны, он обнаружил все двери темницы открытыми, что означало: преступники, естественно, сбежали. Как истинный римлянин, считающий позором над собой судебное разбирательство случившегося, он решил покончить с собой. Но в тот момент, когда воин уже извлек меч, чтобы совершить непоправимое, он услышал голос «наиболее опасного преступника»: «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь» (Деян.16:28).
Убедившись, что узник сказал правду, и полностью осознав, что секунды промедления этого человека стоили бы ему жизни, он понял, что в его судьбу вмешалась Божественная сила, а потому почувствовал непреодолимое желание спастись. «Что мне делать, чтобы спастись?», – простонал этот измученный жизнью и постоянно нависшей угрозой смерти человек. Итак, искреннее желание спастись – второй этап в системе спасения. Находящиеся в темнице апостолы ценой личного немедленного освобождения (они продолжали оставаться в темнице), руководствуясь духом своего Учителя, спасли этого гордого римлянина от физической смерти, но для спасения вечного направили его к Тому, Кто умер вместо него. «Веруй в Господа Иисуса Христа, – сказали они, – и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31,32).
Как известно, одним из узников был апостол Павел, который не так давно, сам лично, встретившись с Иисусом, также пережил непреодолимое желание спастись. Осознав весь трагизм религии, которую он всем сердцем защищал, так как считал ее самой правильной, он понял, что идет «против рожна», отвергая предлагаемое спасение. Впоследствии он признался царю Агриппе: «Я не воспротивился небесному видению». Другими словами, Тот, Кого я преследовал, оказался моим личным Спасителем, и поступить иначе было бы с моей стороны кощунством над памятью умершего за меня.
Осмысление своего положения Итак, наибольшей проблемой современных христиан, превращающей их в вопросе спасения в обычных формалистов, является то, что они никогда по-настоящему не осознавали своего трагического состояния. Возможно, именно этот фактор станет причиной того, что в момент осознания своей участи многие будут обращаться за помощью к бездушным камням (см. Откр. 6:16,17).
Когда-то я читал древнюю историю о приговоренном на смерть преступнике. Время ожидания исполнения приговора тянулось невыносимо долго. Этот человек никогда раньше не испытывал такого мучительного желания жить.
Наконец его привели на место казни, где лично присутствовал король, отвергнувший просьбу несчастного о помиловании. Все было готово к казни: стоял палач в маске с большим топором, лежала отвратительная колода, на которую вскоре он должен будет положить голову и, конечно же, множество зевак – людей, не пропускавших ни одного подобного зрелища.
И вот, среди гнетущей тишины прозвучал голос короля, обращающегося к обреченному. Каково будет твое последнее желание, прежде, нежели положишь на плаху свою голову? Хотелось бы напиться холодной воды, – дрожащим голосом ответил несчастный. Просьба обреченного немедленно была удовлетворена. Схватив чашку с водой, он поднес ее к губам, но дрожь во всем теле не позволяла открыть рот, и чашка дробью ударяла по зубам. Заметив это, король успокаивал: Пей, парень, заверяю тебя, что и волос с твоей головы не упадет, пока не выпьешь воду!
Приговоренный к смерти во мгновение ока преобразился и, собравшись с духом, громко воскликнул: – Ваше величество, живи во веки! Я спасен, ибо этой воды я уже никогда не выпью! После этих слов он со всей силы бросил чашку с водой о колоду. Ударившись о дерево, фарфор рассыпался на кусочки… Приговоренный был помилован, так как король уже не мог изменить своего обещания. Теперь, освободившись от смерти, приговоренный по-настоящему мог оценить свое спасение.
В надлежащее время и в надлежащем месте Подобно мытарю Закхею, жаждущий спасения должен осознать, что у него нет никаких шансов быть спасенным. Практически он, согласно существовавшей тогда религиозной системе, был обречен на погибель. Однако ему очень хотелось хотя бы увидеть Спасителя. Услышав, что Иисус будет проходить ближайшей улицей, он твердо решил не пропустить свой шанс. Имея невысокий рост, он устроился на придорожном дереве. Разумеется, то дерево не могло быть средством спасения, но оно открыло жажду отверженного обществом человека. Будучи начальником, он не постеснялся своего поступка, не придавал значения тому, что теперь подумают о нем близкие и знакомые. Теперь у него была единственная цель – Спаситель. Ничего другого не существовало, ибо все в этой жизни было для него несущественным, непроглядной тьмой.
Спасителю известен каждый искренний порыв страждущего и жаждущего спасения сердца, и Он спешит навстречу. В надлежащее время, в надлежащем месте Он поднимает голову и видит только тебя одного. Не медля и не откладывая, Он тут же говорит: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). А как же та толпа людей, которая сопровождала Иисуса? Все теперь поняли: Спаситель оказался на этой улице и под этим деревом специально ради разочарованного жизнью человека. Не было предела радости, когда Закхей услышал столь желанные слова: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:9, 10). Вряд ли кто-то на земле, кроме Авраама, смог до конца осмыслить цену и величие спасения. Однажды этот человек получил с неба приказ: «Возьми единственного сына твоего, которого ты любишь, Исаака… и принеси его во всесожжение на одной из гор» (Быт. 22:2).
Когда что-то повелевал Бог, этот муж веры не знал слов «нет», «подожди» или «зачем». Бесконечно доверяя своему Господу, он выполнял, понимая, что Тот не может требовать чего-то плохого. Однако на этот раз приказ казался слишком суровым. Почему Он отнимает единственное утешение, которое сам же давал на склоне лет? Три дня невыносимых душевных мук, бессонных ночей, невольных мужских слез, когда он смотрел на безмятежно спящее во время ночлегов лицо сына. Эти три дня казались Аврааму вечностью. И только на самой вершине горы Мориа Авраам понял не поддающуюся описанию цену спасения человечества.
В тот момент, когда он поднял руку с жертвенным ножом над любимым сыном, там оказался Тот, Кто никогда не опаздывает и не поспешает, Кто всегда оказывается в нужное время в нужном месте. «Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего» (Быт. 22:12). Это означало: Остановись! Так быть не должно! Посмотри, вот совсем рядом с тобой агнец, который и умрет вместо твоего сына. Твой сын не может быть спасителем, потому что сам нуждается в спасении!
На той памятной горе муж веры вместе со своим сыном увидели и поняли искупительную жертву ради спасения человечества – истинного Божьего агнца. Кто лучше Авраама – отца единственного сына – мог понять Небесного Отца, отдавшего Своего единородного Сына, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Яркое пламя этой жертвы сквозь тысячелетия освещает дорогу каждому ищущему спасения.
Позже, придя в наш мир, Божий Сын вспомнил эту незабываемую картину подвига веры Авраама. «Авраам, отец ваш, – сказал Иисус, – рад был увидеть день Мой: увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Разница была разве что в том, что там, на горе Мориа, Иисус удержал руку Авраама, однако на Голгофе не нашлось никого, кто удержал бы руку палача, забивающего гвозди в руки и ног и Иисуса… Не удержал… никто… потому что тогда осуществлялось наше с тобой спасение… Человечество не могло обойтись без Спасителя…
Спасение невозможно без Спасителя Помню посещение страшного, известного во всем мире лагеря смерти «Аушвиц» в Освенциме. Во время экскурсии с группой туристов по мрачным баракам, служившим последним пристанищем для обреченных на смерть людей, мы услышали в углу нар рыдание мужчины. Его тело содрогалось, из уст вырывались сердечные вопли. Мы ожидали… Некоторые туристы тоже плакали. Наконец он успокоился и по просьбе нашего гида подошел к нам. Оказалось, что это было его место в числе других смертников, ожидавших своей очереди. Бывший заключенный рассказал о всех ужасах, перенесенных на фабрике смерти, откуда был лишь один выход: дымом через топку крематория, высокие трубы которого издавали смрад горящих тел днем и ночью.
Для нас, туристов, это был просто тяжелый рассказ очевидца бесчеловечной трагедии. Мы могли лишь с горечью слушать и сочувствовать жертвам концлагеря «Аушвиц», однако нам было трудно прочувствовать весь трагизм, который пережил этот человек, ожидавший смерти и все же получивший спасение. Он действительно пережил свое спасение. Не может быть спасения без Спасителя. Освободителем обреченных на смерть людей в Освенциме оказалась Советская армия. Однако никакая армия мира со всем своим арсеналом оружия не в состоянии освободить узников дьявола. Это должен быть Тот, Кто сильнее всех демонов, вместе взятых. Он, находясь в человеческом теле на территории, оккупированной сатаной, смело заявил: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня… проповедовать пленным освобождение…» (Лк. 4:18).
Это Иисус когда-то остановился возле наибольшего «концлагеря», ибо только Он имел ключ истории и судеб человечества. Там, в Гефсимании, Своими дрожащими руками Он вложил этот ключ в замок, которого до сих пор никто не мог открыть. Поржавевшие ворота во время громогласного возгласа на Голгофе «Совершилось!» с большим скрежетом открылись настежь, и пленники сатаны услышали слова: «Я пришел отпустить измученных на свободу!» Спасение, провозглашенное Христом, предусматривает два фактора: 1) Спаситель ради спасения человека пожертвовал Своей жизнью; 2) спасенный умирает для греха, чтобы жить праведной жизнью с Иисусом сегодня и возвратиться в потерянный рай для жизни вечной.
Итак, наше спасение там, где пересекаются две линии: горизонтальная – трагическая нужда человека и вертикальная – непостижимая Божья любовь. Эти две линии образуют крест. Там, где эти линии между собой соприкасаются – место каждого, кто хочет осмыслить свое спасение. Там должен был быть распят грешник, но любовь подняла туда нашего Искупителя, Спасителя, освободившего нас от казни и подарившего вечную жизнь. Это и есть спасение, которое каждый может принять уже сегодня.