
Очень часто и очень много мы говорим о том, как дети должны вести себя. И дети очень часто используют много разных текстов, записанных в Священном Писании для того, чтобы каким-то образом родителям дать понять, как себя нужно вести. Родители тоже, в свою очередь, вспоминают пятую заповедь и зачастую говорят детям: "Почитай отца и мать твою, чтоб дни твои продлились на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". И мы привыкли воспринимать эту заповедь именно как заповедь для детей. Есть много заповедей, да? Десять Заповедей есть. Есть заповеди общие, для народа. Есть заповеди, личные для человека. А вот пятая заповедь – она для детей! Для того чтобы дети могли быть послушными и почитать своих родителей. Но, дорогие мои, позвольте спросить. Только лишь для детей пятая заповедь? Хорошо, мы говорим, что у нас есть родители, но ведь мы им тоже дети! Только лишь для детей эта заповедь? Неважно, какого возраста. У каждой заповеди есть две стороны. И у заповеди, пятой, где Бог говорит: "Почитай отца и мать твою, чтоб дни твои продлились на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" – есть и другая сторона. Есть истина, которую сегодня Бог через эту заповедь хочет передать родителям. Интересно, много деталей Бог открывает нам в понимании этой заповеди, если смотреть на эту заповедь, как заповедь для родителей. Что мы можем в этой заповеди увидеть? Что сегодня Бог желает, чтобы мы могли увидеть в заповеди о почтении детей родителями? Как нам, родителям, необходимо знать, что мы должны делать, чтобы быть достойными почтения! Мы очень часто привыкли думать о том, что ребенок должен меня почитать. И зачастую родитель говорит: "Написано. Ты заповедь нарушаешь. Смотри, Боженька видит!" Как так родители детям говорят? Вы понимаете? Но задумывались ли мы о том, что я, как родитель, должен быть достоин уважения! Я, как родитель, должен быть достоин почтения! Я, как родитель, должен быть достойным этой чести быть уважаемым, быть почитаемым моими детьми. Вы знаете, апостол Павел делает некоторые высказывания – я думаю, что Бог ему положил на сердце их сказать, – о семье. И через эти высказывания мы с вами можем увидеть, каким образом мы, как родители, можем удостоиться чести быть почитаемыми детьми. Итак, послание апостола Павла к Ефесянам, 5-ая глава с 15-го текста. Мы вместе с вами увидим несколько уроков, которые открывает нам апостол Павел. Уроков о том, как мне, как родителю, быть достойным почтения детей. Может сегодня молодежь скажет: "Ой, это не про нас!" Особенно те, кто еще не замужем или не женат. Я хочу вам сказать, что завтра вы тоже станете родителями. Время очень быстро проходит, и вы ощутите на себе, что это значит, быть почитаемыми детьми. Итак, 15-ый текст, Бог говорит через апостола Павла: "Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы". Итак, апостол Павел, прежде всего, говорит, что я, как родитель, должен думать о том, что время коротко. И моя жизнь – она достаточно короткая, чтобы успеть оказать влияние на моих детей. Вы знаете, я еще совсем молодой родитель и у меня две дочери. Не так давно старшей 10 лет исполнилось. Мне кажется, что вот она еще совсем ребенок, но когда я смотрю на нее, я вижу как много проявлений меня в ней. А прошло всего лишь 10 лет! Прошел всего лишь какой-то отрезок времени. Поэтому Бог говорит: "Дорожите временем!". Как вы влияете на ваших детей? Как вы относитесь к вашим детям? Какой авторитет ваш перед детьми? Бог сегодня говорит, для того, чтобы мы могли обратить на это внимание: "Поступайте осторожно, не как неразумные, а как мудрые!" Зачастую, простите меня, но мы как безумные поступаем: "Говорит заповедь "почитай меня" и ты должен меня почитать!" А почему? А как? А достоин я этого или нет? Может быть, я настолько отвратителен в доме? А потом я еще чего-то требую от своих детей. Бог открывает первый урок – достоин ли я почтения моих детей? Это не простой вопрос. На мне, как на родителе, лежит ответственность, почитают ли меня дети или нет. На мне, а не на моем ребенке. Он еще маленький, но я должен использовать малое время, которое мне дано, чтобы заложить духовную основу в моего ребенка. Я должен заработать это почтение у моих детей. И порой это не просто. Поэтому Бог говорит: 1. Дорожите временем, не поступайте, как неразумные, а поступайте как мудрые, для того, чтобы все, что вы делаете, каждый ваш поступок оказывал доброе влияние на ваше дитя. Чтобы, когда придет день, ваше дитя оказало вам почтение. 2. Читаем 17-ый текст: "Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия", и 21-ый текст: "…повинуясь друг другу в страхе Божием". О чем говорят нам эти тексты? Что Бог хочет показать нам в исполнении пятой заповеди для нас, как для родителей? Чтобы быть родителями, достойными почтения, мы должны показывать личный пример почтения Бога. Если я хочу, чтобы меня почитали мои дети, я должен показать личный пример почтения Бога. Я ищу Бога! Я считаюсь с Богом! Я почитаю Бога! Более того, написано "повинуясь друг другу в страхе Божьем". Я, как муж, являясь примером моим детям, с почтением отношусь к моей супруге. Жена относиться с почтением к мужу. Почтение присутствует в семье. Если я хочу научить этому моих детей, если я хочу, чтобы дети почитали меня, я должен показывать пример почтения Бога, почтения супруги. Супруга должна показывать пример почтения мужа. Кого я почитаю? Вы знаете, когда я был подростком, мои друзья начали курить. И вот я ломал себе голову, могу ли и я попробовать? Или нельзя мне попробовать? Ну, вот как-то хотелось, соблазн был велик. И тогда я, беседуя с отцом, рассказал ему, что есть как бы предложения некоторые, я парень взрослый, могу попробовать. Отец не стал меня переубеждать, что это плохо и что здоровье потом будет плохое или еще что-то. Он мне просто сказал одну фразу: "Ты видел, чтобы я курил?" Для меня этого было достаточно. Я не видел, чтобы мой отец курил. Я никогда не видел, чтобы мой отец курил, я никогда не видел, чтобы мой отец был пьяным. Я никогда не видел! И отцу достаточно было сказать одну фразу: "Ты видел меня в таком состоянии?" Я говорю: "Нет". Отец, или мать, они являются примером для своих детей. Поэтому, когда я говорю, что хочу, чтобы мои дети почитали меня – я почитаю мою супругу или супруга? Я оказываю почтение Богу? Бог почитаем в моей семье? Только в этом случае, когда я в страхе Божьем совершаю это в моей семье, мои дети будут воспитываться в духе почтения взрослых. Вы знаете, Бог не только о почтении говорит. Есть еще одна деталь. Если мы хотим быть уважаемыми родителями, мы должны еще признавать авторитет определенный. Апостол Павел дальше говорит в 22-ом тексте: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела". Зачастую мы склоны, как мужья, использовать этот текст строго для жен: "Жены, повинуйтесь!" Но Бог не об этом говорит. Бог говорит о том, что в семье должны присутствовать определенные авторитеты. Супруга создает или же почитает авторитет мужа. Муж, как глава семьи, почитает авторитет Бога. И тогда ребенок тоже учиться почитать определенный авторитет. Но если я к Богу отношусь, извините меня, как к "братану" какому-то, если я не оказываю почтения или не поднимаю авторитет супруги или если супруга может накричать на отца при детях, как потом дети будут относиться к отцу или к матери? Бог показывает, что супруга поддерживает авторитет мужа, муж поддерживает авторитет супруги, муж поддерживает авторитет Бога, и тем самым они учат детей уважать авторитет родителей. Но со своей стороны родители должны уважать авторитет ребенка. Мне нравиться, как в своей семье поступил один пастор – вы его знаете, - Джабир Исмаилович. Он никак не мог научить своих сыновей к взрослым на "вы" обращаться. Они ходили и всем тыкали "ты, ты, ты", независимо от возраста. И он думает, как же их научить? И тогда он начал ко всем своим сыновьям, а младший только в первый класс пошел, на "вы" обращаться. Говорит: "Маликджан, вы…", – а мальчишке 7 лет всего. И этот маленький сын тоже начал к отцу на "вы" обращаться. К матери начал на "вы" говорить. Да, быть может это культура в большей степени азиатская, но тем не менее. Он стал оказывать определенное почтение к авторитету ребенка, и ребенок стал этому учиться. Вы понимаете, я хочу, чтобы мой авторитет, как отца, в семье был на определенной высоте. Но я должен заработать этот авторитет! И когда Бог говорит ребенку: "Почитай отца своего и мать", то я, как родитель, должен побудить к этому ребенка. Этому учит нас Бог, чтобы мы вместе могли исполнить эту заповедь почтения и уважения. Далее Бог говорит, чтобы быть достойными родителями, мы должны обладать характером, достойным уважения. В нашей жизни мы часто склонны к тому, чтобы внешне все было благопристойно. Мы очень учтивы, мы внимательны и дружелюбны, а что происходит дома? Что происходит дома, где дети – уже давно знакомые нам люди, мы их не стесняемся, можем где-то грубо сказать, накричать, проявить дерзость, невнимательность. Бог говорит: "Вам нужно думать о том, как ваш характер проявляется. Вам нужно заработать это почтение. Вам нужно заработать это уважение". И мы читаем здесь, в Священном Писании, что Бог говорит: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее". Как должен наш характер проявляться в нашей семье? Что должно происходить? Моя жизнь должна быть направлена на служение моим близким. На служение моим детям, для того чтобы мой характер не только внешне, где-то на людях, был достойным уважения. Но чтобы я был достоин уважения у себя дома. Мой характер должен быть подобен тому, который описывает апостол Павел, дома, в этой знакомой среде, среди детей, среди тех, кого я знаю и кого я больше не стесняюсь. Я там должен заработать уважение, чтобы быть почитаемым моими детьми. Детей не следует принуждать к тому, чтобы они почитали недостойных родителей. Ни в коем случае я не должен принуждать детей: "Вот, заповедь говорит", – когда я не достоин уважения и почтения. Бог сегодня хочет, чтобы я спросил себя: "А я достоин этого уважения? Я достоин того, что я требую от моих детей? Я достоин этого в моей личной внутренней жизни?" У детей должно быть основание, для того, чтобы они могли уважать своих родителей. Родители должны заслужить, чтобы дети повиновались им с любовью, а не в страхе. Родители должны заслужить это, а не заставить. Заслужить. И поэтому, когда ребенок не исполняет пятую заповедь, когда он не почитает меня, как родителя, проблема ни сколько в ребенке, сколько во мне. Значит, я не достоин. Значит, я не воспитываю моих детей. Значит, я не зарабатываю это доверие. Я виновен в том, что мой ребенок не исполняет эту заповедь. Понятно, мы можем сказать, что есть дьявол, есть искушения этого мира, есть внешние влияния. Все это на своем месте. Но если я закладываю это основание и я зарабатываю свой авторитет, то дети будут исполнять это из желания любить меня, почитать и уважать меня. Далее Бог говорит, чтобы быть достойными почитания мы должны проявлять истинную любовь в наших семьях (28-29 тексты). Какой должна быть любовь в семье? Что должно происходить в семье? Может, я очень учтив к своей супруге на людях, дверь открою, пропущу ее, к машине провожу, усажу ее, – я такой прямо внимательный, такой заботливый. А когда домой приду – сел в кресло и все, я уже бай. Надо чтобы дети вокруг бегали, жена на стол накрывала. Я продолжаю также любить дома, как и вне дома, где я хочу, чтобы увидели меня с положительной стороны? Я говорю, что я люблю свою жену, но, зачастую, мы любим повеление, которое Бог сказал: "Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепиться к жене, и станут двое одной плотью". Но дети этой любви не видят. Они видят другую любовь, которая проявляется внешне. Достоин ли я, что меня почитали? Проявляю ли я любовь в моей семье? Я заработал эту любовь среди моих детей? Для того чтобы быть счастливыми и жить полноценной жизнью, супруги должны иметь нечто большее, чем просто некоторые романтические отношения. Супруги должны иметь взаимоотношения, которые видят дети. Супруги должны иметь отношения, которые дети будут оценивать, и которым дети будут учиться. Муж и жена должны относиться друг к другу таким образом, чтобы завоевать взаимную почитающую любовь друг к другу. Только тогда могу воспитать детей в почтении и в любви относиться ко мне, когда я в моей семье показываю, как это делать. Родители должны проявлять – как мы привыкли в адвентизме говорить – любовь Агапе. То есть, любовь жертвенную, любовь внимательную, любовь самоотреченную по отношению ко всем членам семьи, и к детям тоже. Дети должны чувствовать, что их любят. Вы знаете, мы в семье часто воспитываем наших детей, я сам воспитывался в строгой семье. И часто получал, по полной программе получал. Но, видимо, проявления теперь во мне тоже есть, и я воспитываю своих дочурок строго. И я один раз скажу, и второй раз скажу, третий раз скажу – они не понимают. Потом значит нужно, чтобы они через боль почувствовали и запомнили. И тогда, когда я уже намерен наказать их, я не влетаю с ремнем в комнату, и не пытаюсь бить, куда попало, избиения вершить ребенка. Так мы порой свой пыл выражаем на ребенка. Я избрал другой метод. Я завожу дочь в комнату, сажаю, и говорю: "Дочь, я тебе один раз говорил, я тебе два говорил, я тебе три говорил, но ты не запоминаешь. Нужно что-то придумать, чтобы ты запомнила. Для этой цели нужно, что я бы "щелкнул" ремнем несколько раз. Но по мягкому месту, никуда дальше ни в коем случае. И когда я ей объясняю: "Понимаешь, я жизнь свою готов за тебя отдать. Я люблю тебя. Ты – дитя мое. Ты понимаешь? Я люблю тебя! Но я вынужден тебя наказать. Для того чтобы ты просто запомнила и все". Да, я два раза "щелкну", так, что она там часок чешется, но, тем не менее, потом проходит время и она помнит. Вы понимаете? Но я не выражаю свои эмоции на нее, потому что я люблю ее. Я вообще не представляю себе, если с ребенком что-то случается, я думаю, родитель все сделает, для того, чтобы ребенок его жил. Как мы проявляем свою любовь к детям? Как мы воспитываем эту любовь в наших семьях? Мы хотим, чтобы дети нас любили, мы хотим, что дети нас почитали, мы хотим, чтобы дети нас уважали. Но тогда давайте заработаем это! И последнее, о чем говорит апостол Павел, это текст, который очень сильно нравиться детям. Послание апостола Павла к Ефесянам, 6-ая глава, 4-ый текст: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших" – да, дети очень любят этот текст – "но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем". Итак, что же Бог хочет сказать нам этими текстами? Что значит "не раздражать детей"? Хочу прочитать вам один перевод Филипса, где он детализирует рекомендации родителям в этом тексте: "Отцы, не обременяйте своих детей чрезмерными правилами и не давайте им слишком трудных поручений. Воспитывайте их в христианском учении и в христианской дисциплине". Вот что имел в виду апостол Павел, когда говорил: "Не обременяйте детей чрезмерными правилами". Но это не значит, что правила не нужны. Вы понимаете? Не нужны чрезмерные правила. Когда мы читаем Священное Писание, апостола Павла, мы не находим, чтобы Павел говорил о том, что мы теперь должны исполнять все-все-все желания детей. Мы должны следить за тем, чтобы не сломить их дух разрушительными, критическими и негативными словами. Есть множество случаев, когда мы можем оказаться виновными в этом. Бог говорит через апостола Павла: "Не ломайте дух детей". Вот что значит "не раздражать детей". Но как мы можем быть в этом виновны? Мы виновны тогда, когда не можем создать у себя дома полноценную атмосферу счастья и полноты, в которой присутствуют любовь, привязанность, прощение и доброта. Мы виновны тогда, когда ведем себя лицемерно и неискренно. Мы виновны тогда, когда настолько поглощены внешними интересами, что не можем уделить время своим детям. Мы виновны тогда, когда отказываемся их выслушать в тот момент, когда им необходимо поговорить с нами. Мы виновны тогда, когда высказываем поспешные и некорректные суждения касательно их мотивов и их поведения. Когда у наших детей сломлен дух, и они нуждаются в поддержке, совершенно недопустимо говорить им то, что может вызвать у них гнев, неприязнь или другие, более тяжелые последствия. Вот что Бог сегодня говорит. Так что же Бог говорит нам в заповеди о почтении детьми родителями? "Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". И за исполнение этой заповеди детьми мы, как родители, как бабушки и дедушки, как братья и сестры, несем ответственность. Есть одно высказывание, которое очень простое, но достаточно глубокое. Просто задумайтесь об этом: "Ребенок не увидит отца в Боге, если не увидит подобие Бога в отце". Ребенок никогда не увидит в Боге своего Небесного Отца, если не увидит Его отражение в своем земном папе, в своей земной маме. Пусть Господь поможет нам, каждому, помнить об этом, чтобы наши дети видели в нас образ Божий. Пусть Господь поможет нам, чтобы наши дети почитали нас не потому, что мы их заставили почитать, а потому мы заработали это почтение в их глазах, в их душах, в их сознании. Пусть каждый из нас поможет своим детям увидеть в Боге Небесного Отца, в каждодневном своем присутствии в нашей жизни, когда образ Божий будет виден глазами нашего ребенка. Ловска Даниил Васильевич ЦАСД г. Алматы, Казахстан
В Мой Мир
|