В Министерстве здравоохранения Украины констатируют ухудшение состояния здоровья детей в последние годы. В частности, за последние 5 лет на 8,5% выросли показатели заболеваемости детей школьного возраста (7-14 лет). Одной из главных причин такой негативной динамики в Минздраве называют образ жизни, который в структуре факторов влияния на состояние здоровья составляет 50%. По результатам социологического опроса учащихся 15-16 лет, 25% употребляли алкоголь ранее 13 лет, 20-25% юношей разного возраста впервые начинали курить в 11 лет и ранее. Среди девушек 25-40% впервые начинали курить в 14-15 лет; наркотики употребляли 8-26% 13-16 летних учеников и студентов. Кроме того, в Минздраве информировали, что 10-35% детей не употребляли овощей и фруктов или ели эти продукты 1 раз в неделю. 50% опрошенных занимались физической активностью лишь 0,5-1 чв . неделю; 75% на просмотр телепередач тратили ежедневно 1-4 ч; 65-90% проводили за компьютером 0,5-3 ч. За последнее десятилетие количество хронически больных детей возросло вдвое. Подростки имеют, в среднем, уже по три (и более) хронических заболевания. Что же делать? Как улучшить здоровье наших детей? Как приучить ребенка к здоровому образу жизни, адекватному питанию, двигательной активности? На умение организма противостоять инфекциям, а в случае заболевания переносить их легко и без осложнений, влияет состояние иммунной системы. Ее укрепления можно достичь путем организации правильного питания, режима дня, закаливающих процедур и с помощью физических упражнений, которые помогут укрепить также костно-мышечную систему. Питание Что любят дети? Жвачки, газированные напитки, сладкие булочки, «быструю» еду. Эти продукты богаты сахаром и жирами и бедны витаминами, минералами, микроэлементами и клетчаткой. Плюс к тому, режим питания зачастую не соблюдается. Отсюда увеличение заболеваний пищеварительного тракта. В рацион ребенка ежедневно должны входить белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы. Основой питания должны быть цельные зерновые (крупы и хлебобулочные изделия, но не из муки высшего сорта) — это источник углеводов, которые обеспечат ребенка энергией. Но злоупотреблять углеводами нельзя: их излишки превращаются в жир, а у нас, к сожалению, много перекормленных детей с избыточным весом. Овощи и фрукты — вторая по объему группа продуктов. Ребенку нужно съедать не менее 3-4 порций овощей и фруктов (1 порция — 1 средний фрукт или овощ). Часть этого объема должны составлять фруктовые или овощные соки. Это продукты, богатые витаминами, микроэлементами, минералами, клетчаткой и фотохимическими веществами. Белком ребенка обеспечат бобовые, молочные и/или мясные продукты (по выбору родителей). Белок — это строительный материал для растущего организма. Жиры поступают из растительных масел, орехов, семян, продуктов животного происхождения. Они защищают организм от повреждений, температурных колебаний, а также являются резервным топливом и строительным материалом. Акцент лучше сделать на растительных жирах, так как они содержат меньше насыщенных жирных кислот, чем животные жири, и не содержат холестерина. Помните, что хорошо спланированная вегетарианская диета способна обеспечить детский организм всем необходимым для роста и развития. Очень важно объяснить ребенку, насколько полезно придерживаться режима питания, не перекусывать. Обязателен плотный завтрак: каша с фруктами или овощами, орехи и семечки, бобовые в виде паштета или что-либо из молочных продуктов. Обед — самый плотный прием пищи, а ужин — самый легкий, и не позже чем за 3-4 ч до сна. Важно научить ребенка пить достаточное количество простой чистой воды (объем зависит от возраста, комплекции и активности ребенка). Закаливание Для укрепления защитных сил организма необходимо закаливание. Большинство родителей имеют смутное представление об этом. Более того, из-за боязни простуды укутывают ребенка, не открывают окна и не проветривают помещения. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции и ведет к возникновению частых простудных заболеваний. Традиционные средства закаливания — воздух, вода, солнце. О закаливании воздухом и солнцем мы говорили в двух предыдущих выпусках, а закаливание водой начнем обсуждать в этом выпуске. Укрепление опорно-двигательного аппарата (ОДА) Нарушение осанки наблюдается у всех без исключения школьников, а заболевания костно-мышечной системы были выявлены у 20% учащихся. Нарушения со стороны ОДА негативно сказываются на состоянии других органов и систем, на репродуктивном здоровье, ведут к инвалидности, доставляют физические и психологические страдания. С момента прихода в школу детям приходится сохранять неподвижность на уроках в течение длительного времени. Это вызывает у школьников утомление и ослабление мышц, обеспечивающих правильную осанку. Костная система детей по сравнению с таковой у взрослых содержит много органических веществ и меньше минеральных солей. Поэтому кости у ребенка менее крепки и тверды, более гибки и эластичны. Они легко подвергаются деформациям, которые в этом возрасте можно предупредить или исправить. Если же не принимать мер, деформации усиливаются, закрепляются и остаются на всю жизнь. Для профилактики костно-мышечной патологии школьников необходимо приучать к правильному положению за партой, к достаточной физической активности, обеспечивать хорошим освещением их рабочее место, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза необходимо заниматься лечебной физкультурой. Им показаны плавание и лечебный массаж. Распорядок дня Адаптация ребенка к школе во многом зависит от условий его жизни. Особенно неблагоприятное воздействие оказывают нарушения режима дня, пагубные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем и др.), конфликтные ситуации в семье. Помните, что приобретенные ребенком в раннем школьном возрасте привычки останутся с ним и в старших классах. Важное место в воспитании ребенка занимает режим дня. Он дисциплинирует. Составляя распорядок дня ребенка, обратите внимание на сон. К концу дошкольного периода у многих детей постепенно исчезает потребность в дневном сне, однако при этом продолжительность ночного отдыха должна составлять не менее 10-12 ч в сутки. Необходимо выделить время для занятий утренней гимнастикой. Делать ее нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки). Детям 6-7 лет следует выполнять 5-7 упражнений в течение 10 мин. Следите, чтобы упражнения выполнялись весело, энергично, с определенной затратой сил. На прогулки и подвижные игры на воздухе в светлое время суток отводите не менее 3 ч. Организуя режим дня ребенка, нужно прививать ему навыки личной гигиены и порядка. Важно воспитывать у него навыки усидчивости, ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза. Для выработки этих навыков у каждого, даже самого маленького, члена семьи должны быть обязанности по дому (накрывать на стол и убирать после еды, мыть посуду, поливать цветы, подметать пол и др.). При этом важна регулярность и контроль за выполнением. В целом на помощь по дому должно отводиться 30-40 мин в день, а на самообслуживание — 1ч. Приобретению вышеуказанных навыков способствует также посещение ребенком кружков, студий. Однако нужно предостеречь родителей от излишней перегрузки. Рекомендуется не более 2-3 занятий в неделю. При этом всегда должны учитываться прежде всего интересы ребенка. Длительное сидение перед телевизором или за компьютером наносит серьезный вред здоровью. Рекомендуемое время просмотра телепередач для первоклассника составляет 30 мин в день, а занятий за компьютером — 10 мин в день. Оптимальное расстояние до экрана телевизора — от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе чем на расстоянии вытянутой руки (примерно 40 см). Режим дня нужно составить с учетом особенностей жизни семьи и повесить возле рабочего места школьника. Приучать ребенка следует к распорядку дня не позднее чем за месяц до поступления в школу. Организация рабочего места Важно правильно организовать рабочее место школьника. Необходимо, чтобы свет на рабочую поверхность стола падал слева (для правшей), а мебель — стол и стул — подходила ребенку по росту вам поможет следующая таблица. Рост в см Высота стола в см Высота стула в см 120-129 56 34 130-139 62 38 140-149 68 41 Ребенок должен сидеть за столом прямо, опираясь на спинку стула, а всей стопой — на пол или скамеечку. Сидеть нужно чуть наклонив голову вперед и положив руки на стол. Стул должен быть на 3-5 см задвинут под стол. Ребенок может сам проверить правильность посадки. Расстояние от глаз до книги или тетради: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев должны касаться виска; между столом и грудью свободно проходит кулак; лопатки касаются спинки стула. Школьные принадлежности следует носить только в ранце, а не в сумке. Он позволяет равномерно распределить нагрузку на обе половины спины и освобождает руки. Задняя стенка должна быть плотной, хорошо прилегающей к спине. Плечевые ремни должны регулироваться по длине. Желательно, чтобы их ширина в верхней части составляла не менее 3,5-4 см. Как распределить нагрузку в течение учебного дня? В начальной школе ребенку нужно выполнять основные задания на уроках в школе. Домашние занятия должны развивать моторику, не требовать тяжелых умственных затрат и длиться не более 30 мин. Сначала ребенок выполняет письменные уроки, потом учит стихотворение — тренируем память, далее развиваем чувственную сферу, фантазию, речь — описываем какую-нибудь картину, занимаемся пересказом. Эта схема рассчитана на развитие ощущений с помощью анализаторов, «включающихся» в разные периоды. Старшим школьниками на подготовку может потребоваться 1-2 ч, но при этом они должны ложиться спать не позже 10 ч вечера. Рекомендации просты и не новы, однако действенны. Будьте здоровы, дорогие дети!
В Мой Мир
|