Галатам 1:6 «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию» Апостол Павел был удивлен, что верующие в Галатии от свободы во Христе готовы вернуться в рабство (Гал 1:6). Но свобода действительно оказывается не таким уж легким бременем. Что же привлекательного есть в рабстве (зависимости)? Через призму послания к Галатам посмотрим на нашу жизнь. "Так ли вы несмысленны, что начавши духом, теперь оканчиваете плотью?" Подобно израильтянам, обретя свободу в пустыне, мы склонны со временем ею тяготиться и потихоньку воздыхать о Египте. Свою роль в это и играет открытие, что выбор наш оказывается не между Египтом и молочномедовым Ханааном, а между Египтом и пустыней. Пустыней долгой, утомительной, которой конца и края не видно. Точнее, видно, но только верою. Память наша имеет свойство со временем смягчать негатив, поэтому раны от бичей египтян затягиваются, а вкус дынь и лука становится все привлекательней. Если говорить обобщенно, то рабство или зависимость как антипод свободе, о которых читаем мы в послании Галатам, имеет свои явные преимущества. О каком же рабстве (зависимости) говорит Павел галатам? Можно выделить несколько аспектов. 1) Гал 1:10 - Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Павел полемизирует в первых двух главах со склонностью жителей Галатии впасть в зависимость от человеческого авторитета. Он публично обвинил Петра в страхе перед мнением других. И этот страх, я думаю, знаком каждому. 2) Гал 4:1 - наследник ничем не отличается от раба. Допуская некоторое отступление от правил экзегезы, можно увидеть в этом тексте описание духовного состояния многих из нас. Мы уже наследники, но ведем и ощущаем себя по-прежнему как рабы. Это можно назвать зависимостью от прошлого. Провозглашая себя детьми Небесного Отца, мы все равно боремся с чувством "безотцовщины", непринятости, отчуждения. Поэтому Павел и убеждает нас, что "Бог посла Духа, вопиющего "Авва, Отче" (Гал 4:6) 3) Гал 5:19 -дела плоти известны Здесь речь идет о рабстве плотских привычек. Ведь зачастую даже ясное понимание их пагубности не означает автоматического избавления. Павел указывает путь освобождения как "распятие плоти" (Гал 5:24). Образ распятия ориентирует нас, что борьба с плотскими привычками будет болез-ненной, продолжительной (на кресте люди умирали неделями) и требующей решительности (твердой как вбивание гвоздей). На этом фоне и в самом деле удивительно, почему человек склонен сознательно возвращаться к подобным формам зависимости? Но не все так просто. Рабство не только приносит проблемы но может и "избавить" от проблем, порожденных свободой О каких же "преимуществах" рабства упоминает Павел в послании Галатам? 1) Гал 3:23 - мы заключены были под стражею закона Слово "стража" - это охрана, надзор, обеспечение безопасности (в 1 Петр 1:5 - силою Божиею соблюдаемых ко спасению - тоже самое слово). Зависимость подразумевает наличие уже сложившегося образа жизни, пусть проблемного, но дающего чувство предсказуемости и защищенности. А свобода - это пугающая неизвестность. Говорят, что как-то группе инвалидов по зрению предложили сделать операцию по восстановлению зрения. Так вот некоторые из них никак не могли на нее решиться, т.к. это означало слишком кардинальные перемены в их жизни. В религиозном плане если я кому-то доверяю решать, что правильно, а что - нет, то это дает мне ощущение; определенности и уверенности. Свобода же - это риск принятия неверного решения со всеми вытекающими последствиями. Мне нередко приходилось слышать просьбу: "Пастор, вы просто скажите мне, это можно делать или нельзя". И вместо прямого ответа, принесшего бы успокоение просителю, я пускаюсь в непростые порой разъяснения, т.к. убежден, что авторитет пастора не должен лежать в основе выбора человека. Там место только для Слова, Духа и личного выбора. 2) Гал 5:11 - соблазн креста прекратился бы... Соблазн - это мучительная необходимость делать самостоятельный выбор. Рабство привлекательно тем, что решает за меня проблему мотивации. Меня "заставляют" действовать обстоятельства, решения других людей, свод правил и прочее. И оказывается, что подчиняться бывает гораздо легче, чем побуждать себя. Не это ли лежит в основе желания услышать "настоящую обличающую проповедь", чтобы меня проняло. Чтобы меня так "стегнули бичом Слова", что я мигом бы побежал от греха к праведности. Чувствуя как трудно подняться над собственной ленью, равнодушием, слабостью, я совсем не против, чтобы кто-нибудь взял бы меня за шиворот и потащил в "Царство Божье". В итоге, безынициативность и комплекс "жертвы" достаточно серьезные проблемы для наших общин. "Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал 5:1) Роман Гейнер
В Мой Мир
|