В Иерусалиме наступила ночь - самая печальная ночь с тех пор, как человек впервые разлучился с Богом. Город был переполнен людьми, пришедшими на поклонение. Небольшая группа людей, следовавшая за Христом во время Его земного служения, собралась за пасхальным столом в верхней горнице. Это был эпохальный момент. Образ встретился со своим прообразом. Сын Божий, препоясавшись полотенцем, как слуга, склонился перед грешными людьми и омыл их ноги. Они вкушали хлеб и пили вино - символы Его приближающихся страданий. Лишь несколько минут отделяло трапезу в верхней горнице от борьбы в саду. Можно сказать, оставалось всего несколько мгновений между пролитием крови агнца и смертью Христа. Еще недолго Пастырь пребудет со Своими овцами, ибо скоро Он будет поражен, а овцы рассеются. Иуда оставил Христа, а остальные ученики исполнились печалью. Нет необходимости говорить подробно об их скорби. Ее появлению способствовали в большей степени их самолюбивые мечты. Тень приближающейся разлуки пала на всех учеников, но это был многозначительный момент. Как они прислушивались к каждому слову Иисуса! Их сердца наполнились печалью, когда Он объявил, что уходит туда, куда они последовать не могут. Ученики прежде и представить себе не могли, что разлука возможна. Учитель продолжает утешать их. Он рассказывает им об обителях, которые идет приготовить им. Но это не удовлетворяет их. Обители не могут заменить собою присутствие рядом с ними живого Господа. Что они будут делать, когда Он уйдет? К кому они обратятся? Некто сказал: «Нарисуйте беззвездное небо, горы; окутанные мраком, повесьте мрачный занавес на каждом берегу, затемните прошлое, будущее сделайте еще более унылым. Изобразите на этой картине плачущих людей, и вы поймете, каким было состояние учеников, когда они узнали о разлуке со своим Господом». Иисус представляет своего Преемника Христос начал говорить апостолам о чудесном ниспослании «другого Утешителя». Это выражение указывает на то, что Иисус был первым Утешителем. Утешитель - это «помощь во время нужды». Сироте нужны родители, больному нужен врач, подсудимому - адвокат, строителю - архитектор, скорбящему - друг. Наш Небесный Утешитель, безусловно, несет бесконечно большее служение. Ученики не могли остаться сиротами, лишенными заботы, защиты и помощи Божественного родителя. В самый трагический момент их жизни Он говорил им о пришествии Святого Духа, как о кульминации и продолжении Его служения для человечества. Получение Святого Духа было величайшим преимуществом апостолов. Но это также является и преимуществом каждого ученика Христа, ожидающего Его видимого, личного пришествия, чтобы принять каждого Своего последователя в Небесные обители. Отметим следующее: «В наставлениях Христа истина о Святом Духе занимает важное место. Какая это обширная тема для размножения и ободрения! Какие сокровища истины добавил Он к познаниям учеников, рассказав им о Святом Духе, Утешителе! Он остановился на этой теме, чтобы утешить Своих учеников в великом испытании, которое им предстояло вскоре пережить, чтобы они могли ободриться в своем страшном разочаровании... Слова Искупителя мира должны были принести сердцам скорбящих учеников великое утешение. Из множества тем Он избрал тему о Святом Духе, Который должен был вдохновить и утешить учеников. Христос выделил тему о Святом Духе, но в церквах о ней очень мало размышляют!» (Библейское эхо, 15 ноября 1893 г.).В Своей прощальной беседе, перед тем как оставить Свое земное служение в качестве Учителя, Иисус представил Своего Заместителя. «Ограниченный человеческим естеством, Христос не мог Сам присутствовать повсюду. Поэтому Он должен был пойти к Отцу, а для блага учеников послал Духа продолжать Свое дело на земле» (Желание веков, с. 669). Он открыл ученикам удивительную истину - истину о служении Святого Духа, и это служение невозможно переоценить. Служение Духа Святого было связано с земным служением Христа и пришествие Духа Святого не могло произойти, пока не окончилась миссия Христа и Он не вознесся. В Евангелии от Иоанна в 14-й и 16-й главах Иисус открыл нам три великие истины: 1. Пришествие Духа Святого, обещанного миру; 2. Личность Святого Духа; 3. Миссия Святого Духа. Пришествие Духа Святого, обещанного миру Прежде всего остановимся на обетовании пришествия Духа Святого. Каждый может заметить, что подобно тому, как пророки провозглашали о пришествии Христа, так и Христос провозгласил о пришествии Другого, равного Ему Заместителя. Когда Один вознесся во славе, Другой, спустя малое время, снизошел. Благоговение и почтение, которые ученики проявляли к Своему Господу, следует проявлять и по отношению к Духу Святому, как Заместителю Христа на земле. Как у Христа было определенное время для выполнения Своей миссии, так и у Святого Духа есть определенное время для совершения Его особого служения. Это особое служение Духа началось с Пятидесятницы и продлится до Второго пришествия Христа. Он как Третья Личность Божества пришел определенным образом на землю, в определенное время, для определенного служения и с тех пор так же реально пребывает здесь, как Иисус пребывал здесь, выполняя Свою миссию в течение 33 лет. «Мы живем в то время, когда Бог проявляет Себя в мире посредством Святого Духа. Просите Его благословения» (Свидетельства для проповедников, с. 511). Третья Личность Божества непосредственно руководит нами, подобно тому как Вторая Личность Божества руководила учениками. Таким образом, Пятидесятница стала днем, когда Дух Святой начал особую работу, хотя Он, безусловно, существовал и действовал и в прошлом. Многие, представляя биографию Христа, начинают повествование с Вифлеема и заканчивают Елеонской горой, хотя Он существовал вечно. Восемьдесят восемь раз говорится о Духе в 22-х из 39-ти книг Ветхого Завета. Свидетельства о деятельности Третьей Личности Божества можно обнаружить в каждом столетии, начиная с сотворения мира. Дух Святой в Ветхом Завете Дух Святой присутствовал при творении, витая над хаосом. Он принимал непосредственное участие в создании Вселенной. В Ветхом Завете упоминается, что Дух сходил на людей. До Пятидесятницы Он являлся, чтобы наделить некоторых людей силой и способностями, необходимыми для особой работы, но Его служение носило скорее временный, чем постоянный характер. Он сходил на отдельные личности, действуя через них или облекая их могущественной силой для особых дел. Он увещевал людей (см. Быт. 6:3), Он давал Веселиилу мудрость и умение (см. Исх. 31:3-5), Он давал Самсону силу (см. Суд. 14:6). Так Дух Святой делал людей Своими орудиями, совершая через них Свое дело или передавая через них весть, как это было с Иисусом Навином (см. Чис. 27:18), Гедеоном (см. Суд. 6:34), Саулом (см. 1 Цар. 10:10) и Давидом (см. 1 Цар. 16:13). Мы читаем: «Во времена патриархов случаи проявления силы Святого Духа были нередкими и очевидными, но никогда до этого она не была явлена во всей своей полноте. Теперь, повинуясь словам Спасителя, ученики молили об этом даре, а на небе об этом ходатайствовал Христос. Он испросил обещанный дар Духа, чтобы излить его на Свой народ» (Деяния апостолов, с. 37). Обращает на себя внимание тот факт, что в Ветхом Завете Святой Дух никогда не называется Утешителем или Духом Иисуса (см. Флп. 1:19), или Духом Сына Его (см. Гал. 4:6). Его называют всегда в Ветхом Завете Духом Божьим. Почему же все эти новые названия появились в Новом Завете? Конечно же что-то случилось! Произошло событие, абсолютно все изменившее! Иисус родился и умер ради нас, затем восстал из могилы. Когда Он вознесся в Своем прославленном человеческом естестве, заняв Свое место в небесах, тогда условия были выполнены, и Дух Святой сошел на землю как представитель и Заместитель Христа, чтобы содействовать искуплению каждого. Он явился как Дух Христа. Дух Святой в Новом Завете Следует заметить, что о Духе Святом упоминается в Новом Завете 262 раза. За каждым из этих упоминаний стоит завершенное служение Христа и Его прославленная личность. Рассуждая о днях, предшествующих прославлению Иисуса, мы видим, что только благодаря Его послушанию, только благодаря Его безгрешной жертве и смерти, отвечающим требованиям праведности, справедливости и святости, мы примирились с Богом. Дух Святой сошел, чтобы заверить людей в Отцовском принятии и ободрить их: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нам и Дух Святой» (Евр. 10:14, 15). Подумайте о двойном характере работы Святого Духа. В Ветхом Завете Он действовал на людей извне, но не пребывал в них постоянно. Он являлся к ним и облекал их силою, но не часто пребывал в них. Начиная с Пятидесятницы, произошло великое изменение. Его работа стала отличаться от работы в прошлые столетия. Были предприняты определенные меры, чтобы Он мог войти и жить во всех верующих и работать изнутри, наполняя их и пребывая в них. Это личное пребывание Духа Божьего и отличает время после смерти Христа особой славой. Все в прошлом было лишь подготовкой к этому. Ветхий Завет нес в себе обетование и приготовление, а Новый Завет - исполнение обетования. Есть разница между воздействием извне и пребыванием в человеке. Его пребывание постоянно, как наследство; Он пребудет с нами вовек. Дар Бога во Христе Излитие Духа Святого следует рассматривать как дар Отца и Сына (см. Ин. 14:16). Слово «умолю» в греческом языке не умаляет положения Христа, но указывает на совершенное равенство Отца и Сына. Однако в Своей замечательной молитве, которая помещена сразу же в17-й главе Евангелия от Иоанна, Христос еще не просит Отца о Святом Духе. Почему? Потому что Его страдания еще не завершились. Сошествие Духа Святого стало подтверждением того, что служение и совершенная жертва Сына приняты Отцом (Ин. 14:23-26). Излитие Духа последовало после завершения дела на Голгофе. После того как Христос был прославлен, Он молился, получил Святого Духа и послал Его ожидающим ученикам. Святой Дух является даром Божьим человеку. Его нельзя купить, заслужить, обнаружить или развить. Человек не может высокомерно требовать у Бога этот дар. Дух Святой не был излит в ответ на простую молитву человека или по причине его заслуг. Только благодаря служению, совершенному Иисусом, и принесенной жертве Праведный Бог послал Святого Духа, чтобы начать новое движение среди людей и возвестить о наступлении новой эпохи. Дар Духа Святого следует отличать от тех даров, которые подает Святой Дух. Как римские императоры, торжественно въезжавшие в Рим, бросали монеты завоеванных царств в толпу встречавшего их народа, так и Христос после триумфального восшествия на небо дал этот наивысший Дар людям. Конечно, самым превосходным из всех даров, которые Святой Дух дает Церкви Остатка, является дар пророчества. Но это особый вопрос. Взаимосвязь Голгофы и Пятидесятницы Крещение Духом Святым, о котором говорил Иоанн Креститель, было главной целью служения Иисуса Христа. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; см. также Ин. 1:33). Возвещая о Христе, Иоанн упоминал о том, что Он прольет кровь, чтобы искупить человека от греха, и о том, что Он будет крестить Духом, чтобы сохранить от греха. Иными словами он проповедовал о Голгофе и Пятидесятнице. Кульминация Голгофы заключается в даре Духа Святого, Который ниспосылает Иисус Христос. Это две нераздельные истины. Без Голгофы не могло быть Пятидесятницы и без Пятидесятницы Голгофа была бы напрасной. Обратим внимание на следующее высказывание: «Святой Дух - это величайший из всех даров, которые Он мог попросить у Отца для нравственного возвышения Своего народа. Дух должен оказывать возрождающее влияние, а без Него жертва Христа была бы напрасной. Влияние зла увеличивается на протяжении многих веков, и поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу и запечатления Своего характера в Своей Церкви» (Желание веков, с. 671). Если бы не было атмосферы, окружающей нашу планету, то солнце - огненный шар - сожгло бы ее. Атмосфера, окутывающая землю, преобразует лучи солнца в цвет, тепло и свет. Таким же образом, если бы не Святой Дух, Христос воссел бы одесную Бога и был прославляем только как воскресший и вознесшийся Господь. Но Святой Дух открывает Его нашим сердцам как свет, жизнь и истину. Когда мы смотрим в телескоп, то видим не линзы, а тот предмет, который приближают линзы; так и с Духом Святым - мы видим не Его, а «только Иисуса». Крест обнаружить легче, потому что святая кровь Агнца видна, она снаружи, пролита за всех, в то время как дар Духа находится внутри, Он невидим и предназначен для любящих, послушных учеников. Его пребывание, будучи духовным, не так легко постигается и становится неотъемлемой частью жизни. Голгофская кровь очищает храм души, но Бог предусмотрел нечто большее. Только пребывание Духа внутри может удовлетворить и Бога и человека. Личное присутствие Христа ограничено Крещение Духом не происходило в течение трехлетнего служения Христа на земле. Это было невозможно вследствие принятой Христом человеческой природы и «потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39). Поэтому Иисус никогда не крестил Святым Духом во время Своего пребывания на земле. В одном из последних наставлений Христа было повеление ждать обещанного крещения после Его вознесения. «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4, 5). Христос хотел крестить Своих последователей Святым Духом, и Его жизнь - пример отношений с Духом Святым. Он был рожден от Духа. Он возрастал и воспитывался под действием силы Святого Духа. В начале Своего служения Он был особым образом помазан Духом. Силою Святого Духа Он жил безгрешно, совершал Свои чудеса и учил истине. Он воскрес из мерт-вых силою Духа. От яслей и до могилы Он был исполнен Святого Духа. «Человеческое естество Христа соединилось с Божественным. Обитающий в Нем Дух Святой подготовил Его к борьбе. Иисус пришел, чтобы сделать нас причастными к Божественному естеству» (Желание веков, с. 123). Следует заметить, что воплощение Христа, Его безгрешная жизнь и примирительная смерть, Его воскресение, вознесение и посвящение на небесное ходатайственное служение были совершенно необходимы и в то же время это были подготовительные шаги к тому, чтобы «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: „проклят всяк, висящий на древе"), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:13,14). Цель искупления Цель искупления не могла осуществиться до прославления Христа (см. Ин. 7:39). Апостол Петр говорит: «Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33). Скала в Хориве была прообразом. Удар в скалу вызвал поток воды. Так и излитие Святого Духа стало следствием искупительной смерти Христа. Смерть Его удалила всякую преграду, стоящую между Богом и грешником (см. 2 Кор. 5:19). Отец принял жертву Сына - в этом заключалось необходимое условие нашего оправдания. Но только излитие Духа Святого могло сделать действенным для нас совершенное Иисусом. Имея совершенную человеческую природу, Иисус мог теперь исполнить обещание, которое раньше было невозможным. Миссия Святого Духа заключается в том, чтобы искупительное служение Христа сделать достоянием каждого сердца. Дух Святой возрождает, оправдывает, освящает и передает жизнь воскресшего Господа нам в то время, как мы ожидаем Его Второго пришествия.
В Мой Мир
|