Как-то за обедом глава семейства читал вслух письмо от друга: «Виктору становилось все хуже и хуже, а потом доктор сказал, что медицина здесь бессильна. Через несколько недель он умер. Можете себе представить...»
«Папа, а что значит "умер"?» - прервала его маленькая дочурка.
Все замолчали в поисках подходящего ответа. А что ответили бы Вы?
Как правило, мы стараемся не объяснять ребенку, что такое смерть. Само это слово заставляет нас содрогнуться. А между тем, смерть является непреложным фактом нашей жизни. Все равны перед ней. Никому не дано избежать ее прихода - ни великому, ни малому. Нет человека, который бы не думал о ней, не страшился бы потери своих родных и близких, не сочувствовал бы тем, в чей дом пришла утрата.
Многочисленны вопросы, связанные с этой великой неизбежностью. Что есть смерть? Рождаемся ли мы только для того, чтобы умереть? Испытывают ли что-то те, кто ушел от нас в могильную тьму? Где именно они находятся? Можем ли мы как-нибудь помочь им? Возможно ли общаться с ними? Что ждет после смерти нас? По-разному люди ищут ответы на эти вопросы.
Многие пытаются не задумываться над ними, но это им не помогает, ибо в положенный час они также сталкиваются со смертью. Последователи восточных учений верят в реинкарнацию, то есть в многократное перевоплощение в растения, животных, других людей. Атеисты отрицают всякую надежду на будущую жизнь и полагают, что смерть навеки уносит человека. Большинство верующих людей считает, что души умерших попадают в рай, ад или чистилище, где и определяется особая форма их существования. Такого взгляда придерживаются многие христиане и почти все нехристианские религии.
Решая этот важный вопрос, вряд ли следует обращаться к всевозможным предположениям. Лучше поискать ответ на страницах Священного Писания. Пусть Сам Создатель, ведающий о всех тайнах жизни и смерти, наставит нас в этом.
Как был сотворен человек?
Господь мог бы сотворить человека из звездной пыли или другого редкого вещества, однако он поступил иначе. Люди были созданы из самого простого материала, какой только есть на земле.
«И создал Господь Бог человека из праха земного» (Бытие 2:7), то есть из всех тех элементов, которые образуют землю и все, что на ней.
Ученые говорят, что человек, весящий 65 кг, имеет столько угля в своем организме, сколько содержится в 9 000 грифельных карандашей, фосфора - как в 2 000 спичек, магния - как в щепоти соли, железа - как в гвозде средней величины, извести - как в 1 м2 удобренной почвы, воды - как в сорокалитровой емкости. Итак, человеческий организм состоит из тех же химических элементов, что и наша планета.
Другим доказательством «земного» происхождения человека является пища, которую он употребляет. Все, что стоит на нашем обеденном столе, взято напрямую или опосредованно из почвы и воды. Из «праха земного» был сотворен человек, и, по сути, этим же «прахом» поддерживается каждый день его жизнь.
Однако достаточно ли для жизни просто «праха земного»? Даже подобрав все необходимые химические элементы и соединив их в нужной пропорции, ни один ученый не сможет создать простейшее живое существо. Только Всемогущий Бог имеет власть превращать неживое в живое.
Он не только успешно соединил все нужные атомы и молекулы в единый организм, но и вдохнул жизнь в неодушевленную форму.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).
Идущее от Бога дыхание жизни заструилось по сложным переплетениям нервной системы, застучало сердце, по артериям и венам побежала кровь, мышцы напряглись, пришли в движение легкие - человек стал «душою живою» (на языке древнееврейского оригинала - «нефеш хайя», что значит «живое существо», «индивидуум»). Основываясь на приведенном библейском тексте, мы можем составить следующее равенство:
Прах земной (безжизненный организм с заложенным в нем психофизиологическим потенциалом) + дыхание жизни (дыхание от Бога) = живая душа (живое создание).
Каждый из нас - это неповторимая личность со своими характерными особенностями. Мы обладаем телом, разумом, чувствами и волей, которые приводятся в действие, когда нам дается жизнь. И до тех пор, пока человек дышит Божественным «дыханием жизни», он продолжает оставаться живым существом, душою живою. Таково исконное библейское определение души. Душа - это человек, получающий жизнь от Бога.
Иногда в Библии слово «душа» используется в более узком значении - как совокупность внутренних качеств человека: его характер, чувства, эмоции, желания, намерения:
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому... изливаю душу мою... Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе...» (Псалтирь 41:2,3,5-7). Но нигде в Библии не говорится, что душа может существовать отдельно, сама по себе.
Что делает с человеком смерть?
В Священном Писании много раз говорится, что смерть - это противоположность жизни, ее прекращение.
Согласно Библии, когда человек умирает, «выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Псалтирь 145:4);
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Книга Екклесиаста 12:7).
Отметив, что слова «дыхание жизни» и «дух» в Ветхом Завете обозначены одним и тем же древнееврейским словом «руах»: «движение воздуха», «ветер», «бриз», «дыхание ноздрей», «дыхание рта», «жизнь», «энергия жизни», преобразуем приведенное выше равенство:
Живая душа (человек) -- дыхание жизни (дыхание от Господа) = прах земной (безжизненное тело).
Итак, Библия говорит, что после смерти человека его дух возвращается к Господу, Который дал его, а тело - в землю. А что же при этом происходит с его душою в том значении этого слова, которое связано с внутренней психической сущностью человека, с его личностью? Обладает ли она даром бессмертия, как это утверждают некоторые религии?
Посмотрите на свечу. Она создана для того, чтобы гореть, но не может зажечься сама. Вот мы подносим горящую спичку к тоненькому фитилю. Свеча тут же подхватывает его и начинает гореть, распространяя вокруг себя свет и тепло.
Теперь задуйте свечу. Куда делось ее пламя? Его просто больше нет. Нет огня, нет света, нет тепла.
Человек подобен свече. Для того, чтобы зажечь его, сделать его живою душою, необходима Божественная энергия - дыхание жизни. Только благодаря Господу человек приходит в этот мир из небытия и становится живым существом.
Но когда у него отнято дыхание жизни, он умирает. Божественный огонь потушен. Гаснет сознание, сердце, мозг и нервная система прекращают свою работу. У человека нет больше ни разума, ни чувств, как нет пламени у потушенной свечи. Тот, кто был живым существом, становится неподвижным трупом.
Слово Божье называет смерть всеобщим врагом, а не тем, что ведет нашу душу в райские обители: «Последний же враг истребится - смерть» (1 Послание к Коринфянам 15:26).
Смерть ничего не может дать человеку, кроме разрушения и уничтожения. Ни один из нас, будучи в здравом рассудке, не будет ее желать.
Итак, смерть выключает разум, прерывает жизнедеятельность, разрушает все человеческое существо. Живая душа есть тело в соединении с дыханием, данным Богом. Мертвая душа есть тело, лишенное жизни. Подобно тому, как грех поражает всего человека, так и смерть овладевает им полностью, гибнут все его составные части.
Иисус держит в Своих руках «ключи... смерти» (Откровение 1:18). Без Него, имеющего власть и силу открыть могилы и воскресить мертвых, концом жизни каждого из нас был бы путь к забвению, крутой обрыв, за которым исчезали бы все наши надежды и мечты. Однако надежда есть - светлая, радостная надежда. Но прежде чем говорить о том, как Иисус Христос победил смерть, обратимся еще раз к вопросу о том, что происходит с разумной сущностью умершего человека.
Пребывают ли мертвые в сознательном состоянии?
Со своей смертью человек теряет способность думать и чувствовать. Разрушенный мозг не может более функционировать, и поэтому с последним вздохом заканчивается всякая психическая деятельность.
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают... и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли... потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Книга Екклесиаста 9:5,6,10).
Может быть, после смерти человек остается связанным с Богом? Тоже нет.
«... в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Псалтирь 6:6).
«Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Псалтирь 113:25).
Умершим не дано знать, что происходит на земле. Их дети могут прославиться, а могут быть унижены и забыты, но родители не знают об этом. Ничего не связывает их более с человеческой жизнью.
«Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?» (Иова 21:21).
Мертвые никак не могут повлиять на оставшихся в живых, они не могут вмешаться в течение их жизни, так как полностью отрезаны от нее.
«И любовь их, и ненависть и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Екклесиаста 9:6).
Смерть для человеческого сознания - это как бы сон без сновидений. Сном смерть названа в Библии пятьдесят четыре раза. Вот несколько примеров:
«Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Псалтирь 12:4);
«А человек умирает и распадается; отошел, и где он?.. ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иова 14:10,12);
«...и заснут сном вечным и не пробудятся» (Иеремии 51:57).
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниила 12:2).
Как и древние пророки, Иисус сравнивал смерть со сном: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его» (Иоанна 11:11).
Уснувшим Господь назвал Своего друга, умершего за четыре дня до Его прихода. Тело Лазаря уже начало разлагаться, но Иисус воскресил его. Как бы ни были крепки объятия смерти, Богу так же легко поднять человека из мертвых, как нам бывает легко разбудить спящего.
Иисус в течение Своего земного служения воскресил трех человек: Лазаря, дочь Иаира и сына Наинской вдовы. Если бы их смерть была не сном, и они, будучи верными Богу, отправились бы сразу на небеса, то со стороны Иисуса странно было бы возвращать их из места вечного блаженства назад, к человеческим страданиям и, в конечном итоге, к повторной смерти.
Учение о том, что душа человека получает воздаяние за свои дела сразу же после его смерти, противоречит Божественному учению. Оно лишает всякого смысла грядущий Суд, Второе пришествие Христа и воскресение умерших.
Умершие спали смертным сном, пока их не разбудил Христос. Именно поэтому, вернувшись к жизни, они ничего не смогли рассказать людям об аде или рае.
Что будет с уснувшими смертным сном? «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» - спрашивал Иов много столетий назад (Книга Иова 14:14).
На земле смерть присуща всем формам жизни. Звери и птицы умирают так же, как и человек. «Потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Книга Екклесиаста 3:19,20).
Атеисты, опираясь на этот факт, утверждают, что люди мало чем отличаются от животных, так как смерть навеки уничтожает всех и вся. Но Библия отрицает подобный подход. Вот что сказал Иисус, находясь недалеко от гробницы умершего Лазаря:
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Евангелие от Иоанна 11:25).
Память об ушедших из жизни не стирается под действием времени. Уникальны отпечатки пальцев каждого человека, уникальна каждая его молекула ДНК, и вся информация о нем хранится в записях Господних. Бог не забывает ни одно из Своих творений. Он знает каждого человека, за которого пошел на крест Его Сын. Мы можем умереть и возвратиться в прах, но каждая черточка нашей неповторимой личности сохранится в памяти Господа. Жизнь верных Ему людей «сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3:3). Он поднимет из могил Своих умерших детей так же, как однажды пробудил от смертного сна Лазаря.
«Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Послание к Колоссянам 3:4).
«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фессалоникийцам 4:16).
Все библейские авторы без страха смотрели в будущее и перед лицом смерти глубоко верили, что «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евреям 11:19).
«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иова 19:25-27), - говорит Иов.
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо... земля извергнет мертвецов» (Исаии 26:19).
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Осии 13:14).
Когда Иисус придет к нам, праведники воскреснут. Они вновь обретут дыхание и жизнь. Вот что говорит об этом пророк Иезекииль:
«..."кости сухие! слушайте слово Господне!" ... вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я - Господь» (Иезекииля 37:4-6);
«И узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я, Господь, сказал это и сделал, говорит Господь» (Иезекииля 37:13,14). Как прекрасна эта весть для всех, кто смог отбросить свои сомнения и предубеждения, взяв в руки Святое Писание!
Что говорит Библия о бессмертии души?
В самом начале человек, сотворенный Богом, должен был жить вечно. И если бы Адам до конца следовал воле своего Творца, Его святому закону, он никогда не узнал бы, что такое смерть.
Но люди согрешили. Они потеряли право на вечную жизнь и стали смертными: «...душа согрешающая, та умрет» (Иезекииля 18:4).
Хотя в Священном Писании около 1 700 раз упоминается понятие души, нигде не сказано о ее бессмертии. Нигде в Слове Божьем мы не найдем указания на то, что сознание обладает способностью существовать вне тела, но говорится, что разум человека умирает вместе с его телом.
Однако милостью Иисуса Христа, искупившего нас от смерти в «воскресение жизни» (Иоанна 5:29), все спасенные облекутся в бессмертие.
С воскресением Христа около двух тысяч лет назад обетование о вечной жизни человека стало реальностью. Начиная с того чудесного утра, когда Иисус восстал из гробницы, весь христианский мир обрел уверенность, что всякого, кто ожидает Второго пришествия, Бог облечет в бессмертие благодатью «Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление ...» (2 Тимофею 1:10).
Изначальным свойством бессмертия обладает только Бог: «...блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» (1Тимофею 6:15,16).
Только Он один, имеющий «жизнь в Самом Себе» (Иоанна 5:26), свободен от страшных, жестоких и цепких уз смерти.
«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» (1 Тимофею 1:17).
И в момент воскресения Он даст спасенным новые тела, которые будут неподвластны тлению:
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие... тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою"» (1 Коринфянам 15:51-54).
Мы пока еще не облечены в бессмертие, однако благодаря своей вере в Спасителя можем ожидать Его. Это великая надежда всякого христианина, которой суждено сбыться!
С кем общаются медиумы?
Если сознание умершего человека находится в состоянии, подобном глубокому сну, с кем тогда разговаривают вызыватели умерших? Есть ли в Библии какое-нибудь объяснение этому феномену?
В Пятикнижии Моисея неоднократно встречается упоминание о таких людях, причем всегда в резко отрицательной форме:
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш...
И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее...
Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 19:31; 20:6,27).
«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Второзаконие 18:10-12).
Почему в адрес желающих общаться с теми, кто ушел из мира живых, даны такие грозные предупреждения? Что плохого делают эти люди?
Согласно Божьему Слову, бессмертной души не существует. С последним вздохом человека его сознание полностью отключается. Он ничего не чувствует, не помнит и не знает. Кто же тогда отвечает на вопросы медиумов?
Этим, за исключением случаев простого обмана, к сожалению, занимаются ангелы князя тьмы. Они прилагают максимум усилий, чтобы обольстить, запугать и погубить тех, чья жизнь так высоко оценена нашим Создателем. Падшие ангелы способны не только ответить на некоторые, даже самые интимные вопросы, но и могут принять внешний облик умершего и разговаривать его голосом.
Библия содержит очень печальный рассказ о царе Сауле, прибегшем к услугам волшебницы для того, чтобы встретиться с умершим пророком. Нечистый дух, явившийся в образе пророка Самуила, не сказал ему ничего нового, но лишил последней надежды, подтолкнув к неминуемой гибели. Саул погиб, бросившись на собственный меч, когда увидел себя окруженным филистимскими войсками.
Подобная плачевная участь постигает всех, кто ищет поддержки и помощи не у Господа, а у ангелов тьмы. Словно кошка с мышкой, забавляется сатана, играя с поддавшимся его влиянию человеком, чтобы затем так же легко уничтожить его. Но, если мы стоим на стороне Бога и желаем во всем следовать Его Слову, Он не позволит врагу обмануть нас. Тот, кто стремится всегда поступать по истине, будет защищен от дьявольского коварства.
«И когда скажут вам: "обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям", - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаии 8:19,20).
Встречая смерть без страха
Господь поступает с нами милосердно и справедливо. Он позволяет человеку уснуть смертным сном и не пробуждаться вплоть до суда, совершаемого пред престолом Всевышнего.
Вспоминая имена известных людей, почивших в Боге, апостол Павел пишет, что они окажутся в вечности одновременно с теми, кто умрет гораздо позднее:
«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле... они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Послание к Евреям 11:13,16,39,40).
Библия говорит о воскресении праведников во время Второго пришествии Христа как о «первом воскресении». Оно совершится в начале тысячелетнего царства спасенных. Грешники же получат воздаяние по завершении тысячелетнего царства. Это будет «второе воскресение», при котором они узнают о своем наказании.
«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Евангелие от Иоанна 5:28,29).
«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откровение 20:4-6).
При втором воскресении дьявол, его ангелы и грешники, выбравшие путь смерти, будут «повержены в озеро огненное. Это - смерть вторая» (Откровение 20:14).
После этого «поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Книга пророка Исаии 25:8).
Иисус умер для того, чтобы избавить нас от страха смерти:
«...как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Послание к Евреям 2:14,15).
Что же нужно, чтобы чувствовать себя свободными от этого страха, чтобы иметь часть в воскресении первом, в воскресении для вечной жизни?
1. Полностью довериться в руки Иисуса Христа.
2. Силой Его благодати следовать Божьим заповедям.
3. Быть уверенным, что всем, что случается в Вашей жизни, руководит Бог, Который ведет Вас ко спасению и вечности.
4. Думать о смерти как о кратком сне, от которого всех, умерших во Христе, при Его Втором пришествии разбудит Его любящий голос.
5. Знать, какой прекрасной будет жизнь на новой Земле, где спасенные будут наслаждаться счастьем пребывания с Богом, друг с другом, с ангелами и другими непадшими жителями Вселенной.
В вечности мы сможем встретиться со многими из тех, кого, как нам казалось, мы потеряли навсегда. Матери вновь возьмут на руки своих детей, отнятых у них смертью; близкие, любимые, родные, разлученные на земле, снова найдут друг друга, чтобы уже никогда не расставаться.
«...тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою"» (1 Послание к Коринфянам 15:54).
Во Христе сокрыто упование на жизнь после смерти. Он есть наше «воскресение и жизнь» (Евангелие от Иоанна 11:25).С Ним связаны все самые светлые и возвышенные человеческие стремления. Придя на землю во второй раз, Сын Божий воскресит Свой народ и подарит ему вечность. Эта славная надежда есть у каждого.
«Боже, благодарю Тебя за то, что Ты приоткрыл нам завесу будущего, где уже больше не будет ни греха, ни смерти. Я хочу всегда быть с Тобой, следовать Твоим заповедям и поступать по Твоему Слову, чтобы иметь надежду увидеть Тебя в воскресение праведных. Во имя Иисуса Христа. Аминь».
В Мой Мир
|