От Иоанна 5:17-47. Однажды мы изучали Библию в одной из малых групп, и прозвучал такой вопрос: Когда последний раз вам приходилось свидетельствовать о Боге при необычных обстоятельствах? Я подумал о том, что весьма нечасто нам приходится говорить о своей вере и убеждениях в какой-то необычной или непривычной обстановке. Согласитесь, что для нас гораздо удобнее говорить о Боге тогда, когда мы специально к этому готовимся и когда настраиваемся на это. Хуже всего, когда застают каким-то духовным вопросом врасплох. Особенно тогда, когда этот вопрос провокационный, и нам нужно суметь ответить правильно, чтобы не подать повода тому, кто пытается нас подловить. Библия однозначно говорит о том, что мы должны быть «всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15). Но кто из нас всегда готов к этому вполне? Однако нам известен хотя бы один Некто, Кто всегда был готов говорить верно об истине. Кто это? Это был Сам Иисус Христос. Меня всегда поражают те невозмутимость и спокойствие, с которыми Христос встречал даже самые каверзные вопросы, или как Он мог свободно говорить о Своём Отце даже в самых трудных обстоятельствах. Иисус твёрдо знал, что Отец Его был всегда с Ним, Он осознавал Его присутствие. Он Сам говорил об этом: «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:29). В этих словах не было даже самой малой доли самоуверенности. Христос исполнял волю Своего Отца и всегда искал присутствия Своего Отца превыше всего. Для Него не было ничего важнее этого. Одна из ситуаций, где Иисусу пришлось проповедовать в весьма сложных и необычных обстоятельствах, описана в 5-й главе Евангелия от Иоанна. В этой главе описано, как Иисус исцеляет парализованного, который лежал у купальни Вифезда 38 лет, всё это время надеясь на какое-то призрачное чудо. Иисус исцелил этого больного и дал ему повеление нести свою постель. Странность этого повеления заключалась в том, что всё это происходило в день субботний. Именно поэтому исцелённый человек был подвергнут испытующему допросу. Его свидетельство стало причиной гонений на Иисуса. Именно отсюда начинается наиболее опасный путь жизни и служения Иисуса. «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5:16). Отныне жизнь Иисуса находилась в особой опасности постоянно. Что обычно делает человек, оказавшись перед лицом такой опасности? Он пытается защитить себя и, насколько это возможно, избегать встречи с теми, кто его преследует и угрожает его жизни. Но совсем не так поступает Иисус. Он не искал Своей безопасности и удобства. Иисус всегда помнил, для чего Он пришёл. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37). Но, впрочем, это была не только цель жизни Иисуса. Для этого Он и нас нашёл в греховном мире и призвал нас на путь истины – чтобы мы могли свидетельствовать об истине. Для того Господь и ставит нас иногда в особенные и сложные обстоятельства, чтобы мы могли свидетельствовать об истине всегда, когда кто-то требует отчёта в нашем уповании. Давайте посмотрим, как это делает Иисус. В 5-й главе Евангелия от Иоанна мы находим проповедь Иисуса, которую Он сказал иудеям в ответ на те обвинения, которые были Ему выставлены. Иудеи собрались вокруг Иисуса, чтобы осудить Его. Но вместо этого им пришлось выслушать Его речь, обращённую к ним. Он снова говорил, как власть имеющий. У этой проповеди есть особая тема и особая цель. «Говорю это для того, чтобы вы спаслись» (Ин. 5:34). Фактически главная тема этой проповеди – как обрести жизнь вечную. А раз это так, то ценность этой проповеди многократно возрастает для нас. Удивительно, но о жизни вечной Иисус говорил в этой проповеди к тем, кто хотел Его убить. Они хотели отнять Его жизнь, а Он думал о том, как привести их к осознанию того, что они нуждаются во спасении, которое может дать только Он. Начав Свою проповедь Иисус сказал такую фразу, которая наверняка привлекла внимание всех тех, кто слушал Его. Это был как вбитый гвоздь – сказано чётко и ясно. Иисус не заботился о том, чтобы сглаживать углы. Он говорил об истине. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Эти слова явно возмутили иудеев, и они ещё решительнее вознамерились убить Иисуса. Но Иисус сказал эти слова с такой властью, что у Его слушателей не оставалось другого выбора, как только слушать, в то время как Иисус решительно утверждал Своё звание Сына Божьего как единственного, Кто может дать жизнь вечную вместе со Своим Отцом. Поэтому ещё раз Иисус повторил свои первые слова, углубив их смысл: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:19-21). Давайте посмотрим на три условия обретения вечной жизни. Это не значит, что их вообще три, но в этой проповеди Иисуса говорится о трёх условиях. Первое условие, необходимое для того, чтобы стать наследником вечной жизни – это признать Иисуса Творцом вместе с Богом-Отцом. А что это значит? Означает ли это просто сказать „Господь – мой Творец”? Нет, это всё означает нечто большее. Иисус сказал о том, что ошибаются те, кто говорят, что творческая работа Бога закончилась при сотворении мира. Он продолжает творить. И нам необходимо ощутить на себе действие Его творческой силы, позволить Ему пересотворить нас заново. А что сегодня Господь творит? Он творит в нас новое сердце и новый дух. И от нас зависит, покоримся ли мы Ему в этой Его работе или нет. Кстати, когда мы сегодня соблюдаем субботу, то должны осознавать, что этот день является не только памятником той творческой работы, которую Бог совершил вначале. Соблюдение Субботы – это не законнический ритуал, это знамение праведности через веру. Суббота напоминает нам о той творческой работе, которую Бог совершает в нас, освящая и преобразовывая нас по Своему образу для жизни вечной. Это исполнение тех слов, которые Господь дал как повеление Своему народу: «Субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Освящение – это тоже своего рода творение, это сотворение заново. Таким образом, суббота – это памятник того творения, которое Бог совершил в начале, откуда и наша жизнь берёт своё начало, а также это напоминание о той работе, которую Господь желает совершать в нас и сегодня – работа по нашему освящению и приготовлению к жизни вечной. Наша основная задача на этой земле – сотрудничать с Богом в деле созидания нашего характера и приготовления нас к вечной жизни. Бог незримо трудится в нас постоянно. Вы чувствуете эту Его работу? Несомненно, мы желаем, чтобы эта работа была успешнее и эффективнее. А от чего это зависит? Неужели Бог может работать как-то неэффективно? Нет, просто всё зависит от того, на что мы направляем свои усилия каждодневно. Направляем ли мы их на то, чтобы избирать общение с Богом? Находим ли мы время для того, чтобы ежедневно побыть с Богом, чтобы узнавать Его волю и принимать Его наставления для своей жизни? Нам следует помнить, что христианская жизнь не происходит сама по себе. Это не вечный двигатель. Необходимо, чтобы мы направили свои серьёзные усилия к поиску серьёзных и осмысленных отношений с Богом, чтобы воля Божья стала нашей волей. Тогда мы силой Божьей сможем стать новым творением во Христе. Второе условие спасения мы читаем в следующем стихе, 23-м стихе. «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». Христос приглашает нас стать участниками небесного общения. В небесных обителях, как Господь говорит об этом, царят особенные отношения – отношения особенного уважения друг ко другу. На этой земле нам надлежит приготовиться к тому, чтобы всю вечность находиться в этой атмосфере. И наше приготовление начинается с нашего отношения к Богу на этой земле. Что значит чтить Сына и Отца? Почитать Бога – значит признавать Его безусловный авторитет в нашей жизни и подчиняться Его водительству. В Библии описаны сцены, происходящие в тронном зале Самого Бога. Вспомните, к примеру, 6-ю главу книги пророка Исаии или 4-ю главу Откровения. Как ведут себя небесные существа в присутствии Божьем? Они находятся в состоянии величайшего благоговения. Они всецело осознают себя подвластными Богу творениями и видят в поклонении Богу своё подлинное счастье и смысл своего существования. Когда мы говорим, что чтим кого-то, то стараемся быть похожим на него, стараемся ему сделать приятное. Библия призывает нас подражать Христу, уподобляться Ему в своей жизни. Сделать для Него приятное – значит исполнять Его волю. Именно здесь с проблемой столкнулись те, кто слушал эту проповедь Христа. Смысл своей жизни они видели в том, чтобы им было хорошо. Но, к сожалению, они так мало заботились о том, чтобы по-настоящему прославить Бога. Они говорили, что чтут Отца. Но когда к ним пришёл представитель Неба, Тот, Кто изначально был с Отцом, как они отнеслись к Нему? Они поняли, Кто Он есть, но отказались покорить Ему свои гордые и невозрождённые сердца. Почитать Бога – значит отказаться от самопочитания. Иудеям того времени этого очень не хотелось делать. Так же, как и нам сегодня. Ведь как иногда нам хочется, чтобы мы сами были хозяевами своей жизни! Но зато тем, кто покорится воле Божьей, Христос дал одно из самых прекрасных обетований. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:24-29). Христос есть Податель жизни, Он Властелин над жизнью и смертью. Почитание Его, покорность Ему непременно приведёт к тому, что нас не будут почитать в этом мире, как и Христос не удостоился почестей. Но ведь даже если мы потеряем жизнь ради Христа в этом мире, мы обретём её в Нём. Апостол Павел писал в одном из своих посланий, что Его самое большое желание – это «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых» (Флп. 3:10,11). Он понимал, что для того, чтобы ощутить на себе силу Божью, способную жизнь давать, надо быть готовым жизнь потерять, всем пожертвовать ради Христа. Это было то, чего никак не хотели понять иудеи, считая себя хозяевами жизни. Дорогие друзья, давайте будем помнить, что мы не хозяева своей жизни. Наша жизнь имеет ценность только тогда, когда она сокрыта во Христе. Избрать жизнь со Христом – значит избрать её навсегда. Нельзя избрать познание Бога в качестве хобби. Жизнь со Христом и для Христа должна стать смыслом всего нашего существования, только тогда она принесёт нам пользу. Христом нельзя увлечься, как люди сегодня увлекаются новым автомобилем, новым мобильным телефоном или новой работой. Эти увлечения быстро проходят. Но если свет свидетельства, который даёт Христос, не живёт в нас постоянно, о нас также можно будет сказать: «Вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5:35). Пусть вся жизнь наша будет жизнью радости в отношениях с Богом. Наконец, последнее (третье) условие обретения вечной жизни, о котором сказал Христос здесь, на первый взгляд покажется нам до банального простым. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Мы читали этот текст много раз, и многие знают его наизусть. Но есть нечто, что поможет нам увидеть этот текст по-новому. С греческого первую фразу этого текста можно перевести по-разному: как повеление – «Исследуйте Писания» – и как констатацию факта, который есть – «Вы исследуете Писания». Обе формы глагола на греческом пишутся совершенно одинаково и одинаково читаются. И только сама тема или контекст могут помочь нам понять, как перевести эту фразу будет более правильно. Учитывая то, о чём Христос говорит в этой главе, можно придти к выводу, что переводчики библейского текста на русский язык всё же не совсем верно перевели этот текст (хотя всё же для нас и повеление исследовать Писание по-прежнему актуально). По сути, эти слова звучат не как повеление, данное иудеям, чтобы они изучали Писания, ведь они их изучали просто досконально, здесь их нельзя было обвинить в недостатке усердия. Но эти слова Христа звучат, скорее, как укор в их адрес и должны были быть переведены таким образом: «Вы усердно изучаете Писания, думая найти в них дорогу к вечной жизни. Но хоть свидетельствуют они обо Мне, вы всё же не хотите придти ко Мне, не хотите обрести истинную жизнь» (Ин. 5:39,40 в переводе Кулакова). То есть получается, что иудеи использовали Священное Писание не по назначению. Они изучали его с корыстной целью – овладеть жизнью вечной. Но при этом они не пожелали увидеть в Писании Того, Кто единственно мог дать им жизнь вечную – Иисуса. И это стало огромной трагедией. Библия в руках – это либо орудие спасения, либо орудие нашего самоубийства. Хорошо знать Библию – это великое благословение. Без этого невозможно знать волю Божью, а значит и путь спасения. Невозможно будет пережить последние события земной истории, не зная хорошо Слово Божье. Но хорошее знание Библии накладывает на нас огромную ответственность. Давая Свой свет людям, Бог призвал их к великой ответственности. Это ответственность за то, исполняем ли мы волю Божью. Строим ли мы свои отношения со Христом на основе тех уроков и опытов, которые записаны в Слове Божьем? Когда кто-то в конечном итоге окажется неспасённым, то это произойдёт только по одной причине – они не захотели придти ко Христу. Нельзя будет сказать, что они не смогли придти к Нему, иначе можно было бы сослаться на сложившиеся обстоятельства. Но проблема будет в том, что они не захотели придти к Нему, потому что Бог дал нам всё для праведной жизни и спасения, и можно либо захотеть воспользоваться тем, что Бог нам уже дал, и воспользоваться этим, либо не захотеть и потому не воспользоваться. Это наш выбор, и мы за него в ответе перед Богом. Бог прославит в конечном итоге Своих детей. Но этого нужно ждать и жить только верой. А те, кто верить не хотят, постоянно будут искать, как бы добиться славы и почестей уже здесь. Можно как угодно искать почестей для себя: привлекать внимание своей одеждой, своим поведением, выставлять себя напоказ. Но Христос сказал об этом: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). И ещё в нагорной проповеди Он сказал: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:2,5). Так что каждый сам себе выбирает награду. Либо здесь, но эта награда будет призрачной и исчезнет, либо в вечности, и тогда уже навсегда. Как же нам обрести жизнь вечную? Христос ответил на этот вопрос и указал нам на три важных условия. Признавать постоянно себя творением, помнить о том, что мы - творение, полностью зависимое от своего Творца – это первое условие нашего спасения. Бог желает нас спасти, и Он сможет нас спасти, если мы покоримся Ему и сегодня, чтобы Он мог пересотворить нас в образ нового человека. Мы призваны вступить в особые отношения почитания Бога. Библия много говорит об образе чтущих Бога и Христа. Давайте будем стремиться быть похожими на них. И для этого будем исследовать Священное Писание с правильными мотивами. Ведь Писание – это не какие-то магические формулы, которые, если мы их будем постоянно читать, приведут нас к вечной жизни. К вечной жизни способны привести только живые отношения с Богом. А эти отношения должны основываться на тех принципах, которые записаны в Слове Божьем. Пусть Господь поможет нам всё это обрести в своей жизни, чтобы наследовать жизнь вечную. Антон Смирнов
В Мой Мир
|