Сидя у телевизора или за компьютером, дети, как правило, сгорбливаются, подгибают под себя ноги, лежат на животе, подперев руками голову и т. д. И если ребенок пребывает в таком положении часами, а еще вдобавок сидит так же, делая уроки, то в конце концов произойдет искривление позвоночника (сколиоз или кифоз). Это еще один минус длительного просиживания перед голубым экраном. Поэтому родителям важно регламентировать время пребывания перед телевизором/компьютером и, кроме того, следить за осанкой ребенка. Напоминайте ему, как нужно сидеть, поскольку, увлекшись просмотром, он не обращает внимания на положение своего тела. Давайте обсудим, как можно помочь ребенку сформировать правильную осанку при сидении или исправить ее нарушения, если таковые возникли. Для сохранения правильной осанки важна не столько сила мышц, сколько согласованность работы различных мышечных групп, гармоничное развитие мышечно-связочного аппарата всего тела, поэтому особое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Дошкольник гораздо больше должен двигаться, чем сидеть или лежать, - он еще свое «отсидит» в школе. Хорошо, если ребенок свободен в передвжении, бегает, прыгает, лазает, преодолевает различные препятствия, - таким образом формируются и совершенствуются различные двигательные навыки, развивается координация движений и чувство равновесия. Если ребенок физически силен, он будет гораздо более успешен в учебе, в большей мере защищен от заболеваний, которые также отвлекают от обучения. Поэтому не торопите события, не спешите 4-5-летнего малыша усаживать за книжки и занятия, пусть он играет, двигается, а на занятия (разделенные на несколько заходов) тратьте не более часа. А как же время для просмотра телевизора, компьютерных игр? Чем меньше, тем лучше. , Гуляя с ребенком, проводите больше времени на специально оборудованных детских площадках, играйте с детьми сами или организовывайте подвижные игры среди малышей. Как это ни странно, не все дети умеют играть, так что придется их этому учить, вспоминая свое детство. В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть с мячом, прыгать со скакалкой, а зимой - ходить на лыжах или кататься на коньках. Многие спортивные секции проводят набор 5-6-летних детей, но не торопитесь отдавать их туда - серьезные занятия спортом лучше начинать в старшем возрасте, а вот предоставить ребенку возможность поразмяться дома нужно обязательно. Для этой цели подойдет шведская стенка или лесенка, перекладина или кольца. Можно оборудовать настоящий спортивный уголок, только не забудьте положить на пол поролоновый мат или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм. Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребенка - основа профилактики нарушений осанки, сколиоза и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Поза сидя особенно важна для будущих школьников. Если вы у дошкольника воспитаете устойчивую привычку, то и в школе ваш ребенок будет сидеть правильно, а значит, избежит многих проблем со здоровьем, однако и дошкольник проводит сидя довольно много времени (рисует, играет в настольные игры, читает или смотрит передачи по телевизору). Важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед, ноги могут упираться в пол всей стопой и быть согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра - лежать на двух третях сидения. Нельзя допускать, чтобы ребенок сидел, положив одну ногу на другую, подражая взрослым, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды, и в таких позах они пережимаются, кроме того, нарушается положение позвоночника, развивается асимметрия осанки. Особенно следите за надплечьями, они должны быть на одном уровне, нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме или рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие, нарушение осанки и часто сколиоз. Объясните ребенку, как правильно сидеть при письме или чтении, этот навык нужно постепенно довести до автоматизма. Поза сидя за столом должна обеспечить максимально возможную опору для мышц спины и симметричное положение туловища, плечевого пояса и рук. Руки при чтении можно удерживать тремя способами: локти и предплечья равномерно лежат на столе, кисти поддерживают книгу в наклонном положении; локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок; локти лежат на столе, предплечья сложены перед грудью. При письме тетрадь лежит под углом 30-40°, нижний левый угол тетради находится на уровне середины груди, левая рука поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх, правая - все время находится на столе, передвижение тетради производится по мере заполнения половины страницы. Важно, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Начинать работу по исправлению осанки следует с объяснения ребенку, для чего это нужно. Необходимо полное понимание со стороны ребенка, его заинтересованность в результате. Для маленьких детей очень важен положительный пример, пусть это будут отец, мать, старшие братья и сестры (хотя чаще всего они могут служить лишь отрицательным примером). Воспитание правильной осанки - процесс длительный, поэтому запаситесь терпением, не ругайте ребенка за ошибки, не раздражайтесь, если вам покажется, что он не старается, не хочет стоять или сидеть красиво. Дело в том, что слабые і мышцы быстро устают и ребенку трудно удерживать нужную позу, но по мере тренировки мышц с помощью специальных упражнений стоять или сидеть правильно будет легче. Изменять плохие привычки всегда сложнее, чем воспитывать хорошие, следовательно, чем раньше вы начнете серьезно заниматься со своим ребенком, тем быстрее достигните устойчивого результата. Курс лечебной физкультуры желательно пройти в группе при детской поликлинике или реабилитационном центре. Такой подход имеет ряд преимуществ: ребенка осмотрит врач, поставит точный диагноз и поможет подобрать нужные упражнения, специалисты-инструкторы научат родителей правильно заниматься с ребенком, покажут целый ряд подходов, которые позволят эффективнее достигать цели. Начальный или подготовительный период занятий может длиться до 1-2 мес. Он включает разъяснение ребенку важности занятий, его мотивацию, объяснение процессов, происходящих в организме (суставах, костях, мышцах), приобретение навыков по правильному расположению тела в пространстве. По мере освоения ребенком вышеперечисленного начинаем добавлять специальные упражнения для укрепления мышечного корсета и коррекции имеющихся отклонений, при этом со временем нагрузка постепенно увеличивается. Этот этап может занять 1,5-2 мес. Еще 1 мес понадобится для того, чтобы закрепить достигнутые результаты. Но на этом занятия не заканчиваются. Одна из целей ваших занятий с ребенком - приучить его делать зарядку ВСЕГДА. От 20 до 40 минут физических упражнений в день помогут укрепить общее состояние ребенка и предупредят нарушения в будущем. Общая продолжительность ежедневной тренировки должна составлять 30-60 мин в зависимости от возраста ребенка, его физической формы, выраженности нарушений и т. д. Проводить занятия следует в одно и то же время, начинать не раньше чем через час после еды и заканчивать не позже чем за час до еды. Каждое упражнение повторяют 3-10 раз, между ними выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Занятия должны нравиться ребенку. С младшими детьми тренировки проводят в игровой форме, родители также участвуют в этой игре-зарядке. Подросток может заниматься упражнениями самостоятельно. Старайтесь отмечать даже небольшие успехи ребенка в ходе занятий, записывайте их и перечитывайте вместе - это будет мотивировать ребенка заниматься дальше и достигать большего. Формирование правильной осанки в положении сидя 1. Исходное положение для этих упражнений - сидя на скамеечке, стуле (без спинки), стопы полностью стоят на полу, ноги сгнуты под прямым углом во всех суставах, ребенок равномерно опирается на оба бедра, спина прямая, плечи опущены и слегка отведены назад, руки свободно лежат на бедрах, голова в положении прямо (лоб и подбородок - в одной плоскости). Зафиксируйте на 1-2 мин правильное положение, похвалите ребенка, отметьте, как красиво он сидит. 2. Затем предложите следующие упражнения: не меняя положения тела, наклонить голову вперед (цветочек завял), затем поднять (цветочек расцвел). Обратите внимание, как при наклоне головы непроизвольно сводятся плечи и сгибается спина, при поднимании - плечи разворачиваются и спина выпрямляется. Такое изменение позы связано с тем, что опускание головы рефлекторно расслабляет мышцы туловища. 3. Наклонить голову вправо и влево и вернуться в исходное положение. Следите, чтобы наклоны выполнялись строго в одной плоскости, без поворотов головы и поднимания плеч (то есть ухо должно приближаться к плечу. 4. Поднять и опустить плечи, поднять руки до горизонтальной линии, опустить, поднять руки вверх, опустить. Следите, чтобы при этом не поднимались плечи, туловище не отклонялось в сторону, не менялось правильное положение головы. 5. Упражнения с мешочком на голове: для закрепления навыка хорошей осанки очень полезно сидеть, удерживая на голове мешочек. его несложно изготовить самим: сшить конверт со стороной 10-15 см и набить его песком или крупой (200 г). Желательно, чтобы мешочек был плоским, уменьшение его размера и веса усложняет удержание. Положите мешочек на голову ребенку ближе ко лбу. Долго удерживать к предмет на голове (2-3 мин) можно только при абсолютно правильной осанке; если голова или все туловище наклонятся хоть немного в сторону, вперед или назад, то предмет тут же упадет. Упражнения, выполняемые перед зеркалом, позволят ребенку увидеть разницу между правильной и неправильной осанкой, вовремя заметить и исправить ошибки. Движения головой, плечами и руками, удержание мешочка на голове будут выполняться более старательно, если ребенок сможет контролировать себя сам. Неплохо бы поставить зеркало перед письменным столом и тренировать правильную позу при чтении, письме или просмотре телевизора. Эти простые упражнения помогут вашему ребенку понять, что означает «правильная осанка», и выработать соответствующие навыки. Дорогие родители, занимайтесь со своими детьми, будьте настойчивы в достижении наилучшего результата, и вы пожнете богатый урожай их здорового долголетия! Будьте здоровы! По материалам автора многих публикаций по вопросам массажа и гимнастики для детей И. Красиковой, а также книги «Полная энциклопедия лечебной гимнастики» И.В. Милюкова, Т.Д. Евдокимова
В Мой Мир
|