Трудно представить современный мир без средств массовой информации (СМИ) и компьютерных технологий: телевидение, радио, Интернет, мобильная связь, ноутбуки, «планшаты», видео- и компьютерные игры, а также многое, многое другое. За неделю газета «Тайме» предоставляет больше информации, чем человек, живущий в 18 в., мог бы получить за всю жизнь. Только в этом году будет произведено 4 эксабайта (4-1018) новой уникальной информации -это больше, чем за предыдущие 5000 лет! Объем новой технической информации удваивается каждые два года. Для студентов, начавших четырехлетнее техническое образование, это означает, что половина всего выученного ими за первый год, устареет к третьему году обучения. Дети, подростки и молодежь проявляют особый интерес к новым технологиям. Согласно исследованиям, проведенным в Британии, молодое поколение от 8 до 18 лет посвящает более 7 ч в день «электронной жизни» (компьютерным играм, мобильным телефонам, ай-подам и т. п.) Только 1,5 ч в день они тратят на СМС-сообщения, 1,7 ч - Интернет, 1,5 ч - компьютерные игры, 2,7 ч - телевидение. Это новый, еще хорошо не изученный стиль жизни. Как он отразится на физическом и психическом здоровье? Некоторые негативные влияния уже настораживают. Современное поколение молодежи ведет очень пассивный образ жизни. Информационный поток, поступающий с самых разных экранов - уже не только телевизионных, - действует на детей и молодежь подобно магниту. Все это заставляет их часами находиться в сидячем или лежачем положении. Уже давно прошли те времена, когда городские дворы были полны шумной детворы. Сейчас редко увидишь детей играющих в прятки или другие подвижные игры. Однако новые технологии делают пассивными не только детей и подростков, но и взрослых. Как следствие, все больше людей имеют избыточный вес, ожирение и связанные с ними сердечно-сосудистые заболевания, диабет, рак. Недавно американские ученые провели исследование, которое позволило изучить влияние просмотра телепередач на здоровье человека. В ходе работы они наблюдали за 8800 взрослыми людьми, которые на момент начала исследования не страдали сердечнососудистыми заболеваниями и регулярно и подолгу смотрели телевизор. Учитывались их общее состояние здоровья, уровень холестерина в крови, возраст и наличие вредных привычек. В результате было обнаружено, что те, кто проводил перед телевизором более 4 ч в день, подвергали себя 80% вероятности умереть от сердечно-сосудистых заболеваний. Причем на каждый лишний час, проведенный за просмотром ток-шоу, сериалов и новостей, приходилось 18%. На 46% увеличилась вероятность наступления смерти от других заболеваний, причиной которых стала гиподинамия. Всего за период исследования умерло 284 человека. Как считает представитель Института сердечных заболеваний и диабета имени Бейкера Дэвид Данстен, вреден не столько телевизор сам по себе, сколько долгие периоды неподвижного сидения перед ним. Нельзя не принимать во внимание и компьютер - после или перед просмотром телепередач многие проверяют рабочую или личную почту и посещают любимые сайты. По мнению ученых, даже те, кто пытается заниматься спортом, не всегда в состоянии компенсировать вред, нанесенный подобным преступным для здоровья сидячим образом жизни. Долговременное отсутствие движения в мышцах неизбежно приводит к практически необратимому нарушению обмена веществ, которое нельзя исправить непродолжительными занятиями в спортзале. Следующим фактором риска, который таят в себе информационные технологии, является недосыпание. Так уж повелось, что самые интересные телевизионные программы транслируют ближе к полуночи. Интернет-форумы, работа с почтой, социальные сайты, как например Facebook, Одноклассники и многие другие, также отнимают много времени по вечерам. Незаметно они крадут время сна, а это сказывается на работоспособности, концентрации внимания, учебе, физическом здоровье и многом другом. Ученые из Института Луивил (Кентукки, США) исследовали влияние недостатка сна на умственные способности детей. Недостаток сна нарушает течение процессов становления речи, что может отразиться на умственных и лингвистических способностях ребенка, а ведь это основополагающие компоненты для формирования речи, навыки чтения, осмысления речевой информации. Ученые заявили, что даже не-значительное недосыпание (час за ночь) нарушает нейрокогнитивные способности ребенка. Первые школьные годы являются критическим этапом, определяющим успех обучения в будущем. Поэтому очень важно, чтобы ученики первых классов полноценно высыпались перед новым учебным днем (http://www.sciencedaily.com/releases/2007/06/070612075026.htm). Помимо негативного физиологического влияния, СМИ могут оказывать негативное социальное и психологическое воздействие при неправильном их использовании. Подростки, проводящие много времени перед телевизором или за компьютерными играми, часто имеют плохие отношения с родителями. Те же, кто посвящает больше времени чтению и подготовке уроков, имеют более крепкую эмоциональную связь с мамами и папами. В этом уверен коллектив ученых из Университета Отаг (Новая Зеландия), опросивший в 2004 г. более 3 тыс. подростков 14-15 лет. Юные респонденты рассказывали исследователям о том, как они проводят свободное время и какие у них отношения с родителями и друзьями. Выяснилось, что чем больше юноша/девушка уделяет времени просмотру телепередач и играм, тем хуже ему/ей удается налаживать отношения и эмоциональную связь со старшим поколением. Каждый час просмотра телепередач увеличивает риск плохих отношений с родителями на 4%, а каждый час компьютерных игр - на 5%. Во многих современных фильмах и передачах старшее поколение унижается, а младшее - превозносится. Кто из нас не видел детских фильмов или мультфильмов, в которых главные герои-дети очень умные и сообразительные, а их папы и мамы, бабушки и дедушки - ничего не понимающие в жизни люди. Неудивительно, что молодое поколение, воспитанное на таких ценностях, не имеет уважения к старшим. Обзор, опубликованный в американском «Журнале профилактической медицины», показывает, что люди, увлекающиеся видеоиграми, чаще впадают в депрессию. Исследователи наблюдали за 562 пациентами в возрасте от 19 до 90 лет в Сиэтле (Вашингтон), где самые высокие показатели использования Интернета. И вот какие результаты были получены в ходе научного эксперимента: • 45,1% играют в видеоигры; • у увлекающихся играми представителей мужского пола наблюдается более высокий индекс массы тела, чем у неиграющих; • мужчины и женщины используют компьютерные игры в Интернете для общения; • взрослые игроки ведут в основном сидячий образ жизни и меньше гуляют; • мужчины чаще становятся увлеченными игроками, чем женщины; • игроки чаще страдают депрессией и проводят больше времени в Интернете, чем люди, не играющие в компьютерные игры. Исследователи также обнаружили следующее: игроки чувствуют, что получают меньше социальной поддержки от членов семьи и больше - от тех, кто играет с ними. Медики из австралийской клиники Nepean выяснили, что около 8% пользователей, играющих в компьютерные игры, имеют симптомы нездоровой зависимости. Обследование 2 тыс. игроков старше 14 лет показало, что 156 респондентов имеют психологические проблемы. Согласно другим наблюдениям, количество зависимых игроков составляет 8,5-11,9%. Хорошим индикатором игромании служит отсутствие самоконтроля: игрок проводит за компьютером гораздо больше времени, чем планировал, или играет, даже если знает, что не должен этим заниматься. Обычно зависимые игроки предпочитают многопользовательские онлайновые ролевые игры вроде World of Warcraft («Мир войны»). По словам ученых, у игрозависимых пользователей мало друзей в реальной жизни, они потребляют гораздо больше кофеинсодержащих напитков, чем другие. Любопытно, что нездоровому пристрастию к ком¬пьютерным играм одинаково подвержены молодые одинокие мужчины, зрелые женатые пользователи, а также женщины. Около четверти игроманов говорят, что увлечение вызвало у них финансовые затруднения. Половина зависимых сообщили, что безуспешно пытались ограничить время, которое тратят на игры, а три четверти отметили, что стали меньше спать и хуже учиться или работать. Само содержимое компьютерных игр и Интернета может также таить в себе опасность. Согласно информации, опубликованной британским агентством новостей The Telegraph, примерно 6 из 10 детей (62%) лгут родителям о том, что они смотрят в Интернете, а больше половины (53%) - удаляют историю посещения сайтов в своем Интернет-браузере, чтобы родители не узнали, что они смотрели. Один из четырех детей рассылает информацию с порнографическим содержанием. Исследователи также обнаружили, что 1 из 20 детей в возрасте от 6 до 15 лет общается онлайн с незнакомыми людьми, а 1 из 50 «встретил» этих незнакомцев при первом же посещении Интернета. Исследование, которое включало 500 детей, показало, что большинство детей в Интернете ведут себя так, как никогда бы не поступили в реальной жизни. Еще одно исследование, проведенное провайдером широкополосной сети Интернет, выявило, что 11% детей либо сами кого-то запугивали в сети, либо кто-то запугивал их. Ввиду перечисленных обстоятельств в декабре 2010 г. британское правительство объявило о том, что первоклассников по всей стране будут информировать об опасностях Интернета и учить тому, как безопасно бороздить его просторы. Еще одной проблемой современных СМИ является смакование насилия. Это оказывает влияние на психику ребенка, делая его нечувствительным и более агрессивным. Хотя родители могут говорить детям, что драться нехорошо, телевидение учит, что можно ударить, укусить или пнуть кого-то, если ты «хороший парень». Исследования показывают, что влияние сцен насилия чувствуется на протяжении долгого времени. Телезрителей младшего дошкольного возраста сцены насилия приводят в страх. Их не успокоишь тем, что это вымышленные персонажи, потому что они еще не могут отличить выдумку от реальности. В результате их мучают кошмары и бессонница, появляются проблемы с поведением. Однозначно, не все, что показывают по телевидению или в Интернете, является хорошим. Многие рекламные ролики содержат в себе намеки на секс или же рекламируют плохое поведение как развлечение. Исследования подтверждают, что подростки, которые смотрят много программ сексуального содержания по телевидению, более склонны к имитации секса или сексуальным отношениям по сравнению с теми сверстниками, кто не см¬трит откровенные сцены. Большинство детей до 8-летнего возраста не могут отличить рекламу от программы, особенно если в рекламе участвует их любимый персонаж. Этим пользуются многие производители товаров и программ для детей - вспомните упаковки современных сладостей, хлопьев или чипсов! Что же делать со всем этим негативом, исходящим от СМИ и компьютерных игр? Каждой семье, заинтересованной в хорошем воспитании детей, а также в сохранении их психического и физического здоровья, равно как и здоровья взрослых, нужно выработать стратегию поведения. Для детей до 2 лет ученые рекомендуют полное воздержание от просмотра телевизора; для детей старше 2 лет - смотреть качественные телепередачи не больше 1-2 ч в день вместе с родителями. Если же родители чувствуют, что они сами не могут контролировать просмотр телепередач и Интернет, тогда лучше избавиться от телевизора и компьютера, по крайней мере, на время. Многие семьи пришли к такому решению и не жалеют об этом. Что касается компьютеров, то родителям при необходимости нужно ликвидировать безграмотность в этой сфере. Часто дети осваивают компьютерную технику лучше них и, пользуясь этим, учатся хитрить и обманывать. Лучше держать компьютер в нейтральной комнате или кабинете родителей, а не в комнате ребенка, чтобы можно было контролировать то, что он смотрит. На время вашего отсутствия можно поста-вить код доступа к компьютеру, который знаете только вы. Интересуйтесь, что содержится в телефоне вашего ребенка, ведь многие современные аппараты имеют выход в Интернет, а также функцию копирования информации из телефонов и компьютеров их сверстников. В любом случае родителям следует уделять достаточно времени для общения с детьми. Помните, что запрет без объяснений будет только подогревать нездоровый интерес к недозволенному, в то время как объяснение, доверительные отношения помогут ребенку быть послушным и принять правильное решение родителей как свое собственное. Итак, мы видим, что при всей своей привлекательности СМИ и всевозможные гаджеты (технические приспособления) таят в себе много вреда. Как христиане, мы должны помнить, что великая борьба между Христом и сатаной - это реальная борьба, которая не знает границ. Зло пытается проникнуть в умы детей и повлиять на дальнейшее развитие ребенка прежде, чем он научится принимать самостоятельные решения. Многие взрослые также подвержены его влиянию. Как никогда раньше слова Бога, обращенные к древнему израильскому народу, важны для взрослых и детей: «Слушай, Израиль... люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:4-9). Этой борьбы избежать невозможно, но Бог помогает тем, кто хочет быть на Его стороне. «Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми». Подобные предложения можно встретить в начале любой статьи, рассматривающей данной вопрос зависимости. Стоит признать, что все же после сложно выстроенных логических доводов авторы большинства материалов приходят к выводу, что В. В. Маяковский в своем известном каждому стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо» отнес бы компьютерные игры, скорее, к категории «плохо», нежели - «хорошо». Отсюда и возникает вопрос: почему то, что «плохо», не называют своим именем, а относят к одной из сотен психологических проблем, которая еще не полностью исследована и с которой, собственно, можно спокойно ужиться, если не драматизировать ситуацию? Пластмассовая реальность Просто нынче так не принято. Идеология Маяковского сейчас не в моде. И советский режим тут не при чем. В век постмодернизма нельзя говорить о чем бы то ни было, давая ему однозначную оценку: «хорошо» или «плохо». Поэтому-то предложение, приведенное в начале статьи, словно неизменный спутник, обязательно присутствует в каждом материале на подобную тему. Человечество где-то в глубине души, в самих ее недрах, понимает, что компьютерная зависимость существует и она неоспоримо опасна. Но абсолюта в постмодерне не существует, поэтому и однозначно называть вещи своими именами не приходится. Создается ощущение, что люди, пишущие о компьютерных играх и их вредоносном влиянии, хотят оставить небольшой коридорчик для отступления, чтоб и самим не попасть впросак, и изобретателям киберзабав оставить проход к человеческим кошелькам и душам. К чему такая категоричность? Быть может, кто-то не без возмущения и с полнотой аргументации сможет вновь заявить, что вопрос компьютерных игр не такой уж однозначный. У каждой из них есть свои достоинства, да и в целом они развивают человека, ведь ему приходится учиться быстро принимать решения, отрабатывать реакцию, логически мыслить, они способствуют более широкому познанию истории и иностранных языков. Все это, бесспорно, так и есть. Но позвольте задать вопрос: что бы вы скорее выбрали - погладить настоящую собаку или ее пластмассовую модель, обонять аромат живого цветка или только представить, держа в руках его искусственный аналог? В современном «пластмассовом» мире мы настолько привыкли ко всему искусственному, далекому от природы и первоначального замысла Божьего, что вскоре не заметим, как и реальность нашего бытия станет уж слишком («пластмассовой». Посудите сами, чего стоит человек, знающий иностранный язык, но совершенно не умеющий общаться с другими людьми, или знающий историю, но не творящий ее, кто, просиживая за компьютером долгие часы, пускает куски своей биографии на ветер, или тот, кто отработал умение принимать быстрые решения, но так и не научился управлять собой? Печальная картина, не правда ли? Да, печальная картина жизни любого геймера, который, оправдывая собственную слабость, думая, что есть в ней и что-то хорошее, в итоге не получает ничего, кроме пустоты. Вспомните, когда последний раз после очередного игрового сеанса вы совершили что-либо значимое в жизни, какая из ваших любимых игр подвигла вас на большое благородное дело? Помню, как еще в школьные годы, учась в старших классах, подолгу просиживал за «игрушками». Тогда моей душе не требовалось ничего. После уроков мне нужны были только обед и компьютер. И только когда я всерьез начал задумываться над тем, каким хочу видеть свое будущее, я понял, что мне пора завязывать с играми. Но не тут-то было. Как оказалось, достижение успеха в реальном мире не всегда настолько захватывающий, а зачастую еще и очень трудоемкий процесс, нежели прохождение самого сложного уровня в виртуальной «реальности». Тогда в свои пятнадцать лет я понял одну важную вещь. Господь может предоставить нам второй шанс начать все сначала, если мы свернули не туда, а иногда и третий, но Он не станет делать этого до бесконечности, ожидая, пока мы лучшие годы нашей жизни будем прожигать вдали от Него и от успеха. Бог мне нравится тем, что Он очень четко называет вещи своими именами. Помните, как это было при творении Земли: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). В конце каждого творческого дня Создатель давал четкую оценку тому, что образовал. Он создал для человека самую лучшую среду обитания и дал все возможности для развития его способностей и навыков. Сам Господь дал наивысшую оценку. Грех, конечно, очень сильно исказил созданный Богом мир, но он по-прежнему остается лучшим вариантом того, что может быть. Альтернативы не существует. И ни одна «пластмассовая реальность», никакой кибермир, насколько бы совершенным он ни казался, не сможет принести самого главного - истинного ощущения счастья. Задумайтесь: человек создал нечто такое, чему сам не осмеливается дать однозначную оценку. Бог же, в Свою очередь, говорит о том, что Он создал ВСЕ, чтобы мы чувствовали себя «весьма хорошо». Зачем же тогда нам ценой своей жизни приобретать суррогат, если подлинник рядом, да еще и бесплатно?! Евгений Кучерявенко
В Мой Мир
|