К сожалению, в нашей стране немало примеров тому, когда мэры городов и главы регионов, депутаты законодательных собраний, руководители предприятий и чиновники разных мастей оказываются замешаны в различных преступлениях. По уровню коррупции наша страна, увы, держит одно из первых мест в мире. Да и в отношении к верующим местные власти нередко забывают о толерантности и поступают несправедливо. И как же доверять такой власти? Что делать честному работнику, если начальник несправедлив к нему?
Мне часто приходится контактировать с властями предержащим так как по роду службы отвечаю Западно-Российском союзе Церкви АСД за развитие общественных связей. Вопросы волнуют и меня тоже. За ответом на них я обращаюсь к Священному Писанию. Давайте откроем Библию.
Один из самых известных текстов, где обсуждается интересующая нас тема, находится в 13 гл. Послания апостола Павла к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (13:1). Эти слова, должно быть, шокировали христиан, которые вынуждены были прятаться в катакомбах от преследований жестокого, сумасбродного, вероломного императора Нерона! Этот правитель, стремясь к власти, убил собственную мать, а после и жену. Он развлекался тем, что любовался на устроенный им самим пожар, в котором сгорели многие прекрасные сооружения Вечного города. В дворцовых садах Нерон приказал зажигать факелы из живых людей. Его безумному величеству доставляло удовольствие видеть, как горят в огне сотни граждан его стра-ны: старики, женщины, дети. Нерон отправил тысячи христиан на арену цирка, чтобы их, на потеху публике, растерзали хищные звери. И такому чудовищу надо было повиноваться? Неужели именно этого хочет Бог?! Да может ли такая власть быть от Бога, который «есть любовь»? Не ошибся ли апостол Павел? Или он ничего не знал про Нерона?
Обращаясь к христианам в Риме, Павел имеет в виду не только Римское государство, но вообще всякую власть на земле. Для чего нужна государственная власть? «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3-4). Итак, согласно Писанию, основная функция государственной власти — пресечение зла. А если нет зла, то в государстве нет необходимости. Адам и Ева, например, не нуждались в нём, поскольку в Эдеме не было зла. Их Государем, Законодателем и Судьёй был Творец. Грех изменил картину мира. Когда люди, заражённые грехом неповиновения Творцу, стали убивать и грабить друг друга, когда насилие захлестнуло землю, так что «всякая плоть извратила путь свой», появилась необходимость в наведении порядка, понадобились управители, которые бы сдерживали распространение зла на земле. Так возник патриархальный уклад жизни, когда сообщество подчинялось авторитетным старейшинам рода. Затем наступила эпоха судей, которых, как и патриархов, избирал для управления Своим народом Сам Господь. И если бы люди остались послушны Господу, то тогда Он смог бы через Своих верных патриархов и судей сдерживать зло и защищать Свой народ. Но к сожалению, израильтяне не пожелали Божьего правления. Теократии, прямому правлению Творца, они предпочли человеческую власть, как у языческих народов. С одной только разницей: они просили Бога избирать для них царей. Саул, Давид, Соломон — избранники Божьи, как, впрочем, и остальные цари народа Израиля. Бог помазывал правителей на царство, но они сами выбирали свой путь. Пока цари хранили верность Божьим заветам, народ процветал, когда отступали от Него, ввергался в войны и бедствия. Но даже царь-отступник оставался избранником Божьим: с него не снималась ответственность за вверенный народ. А кому многое дано, с того много и спросится. За¬метим: именно Сам Бог судит земного царя. И судит нелицеприятно. Хорошо бы власть имущим не забывать об этом. Помните, как у Лермонтова? «Но есть и Божий суд, наперсники разврата! ...он недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперёд».
Право на насилие
Павел напоминает нам о том, что представитель власти вооружён не только словом, но и мечом. Право применять насилие для пресечения зла — прерогатива государства. К сожалению, не всякий представитель власти способен мудро использовать меч. Люди склонны злоупотреблять властью, и тогда зло умножается стократно. Вот почему Господь так не желал, чтобы Его народ имел государство, основанное на власти людей. О том, что создание государства может стать для народа тяжким бременем, Бог предупреждал израильтян через пророка Самуила (1 Цар. 8:11-18). Но те не вняли предостережению. Итак, государство в израильском народе появилось из-за неверия народа.
История свидетельствует, что государи земные чаще декларировали, что служат добру и справедливости, чем делали это. Но, исследуя Библию, мы видим, что даже несправедливая и жес¬токая власть может стать орудием в руках Божьих. Господь через человеческие начальства управляет ходом истории, подчиняя её исполнению Своего плана спасения людей. И примеров тому не счесть.
Власть безбожного фараона была сокрушена Божьим вмешательством и послужила для прославления имени Божьего, причём не только в израильском народе, но и во всём Древ нем мире. Жестокий правитель Навуходоносор получил во сне видение раскрывающее будущее народов земли на тысячелетия вперёд, и Ассирия, два языческих государства Древнего Востока, прежде сойти с арены истории, стали орудием Божьего наказания для исправления народа Израиля. Александр Македонский завоевал и объединил царства Древнего мира под своим владычеством, так что греческий язык стал языком международного общения. Для чего? Разве не для того, чтобы Евангелие было проповедано апостолами Христа всем народам великой империи? Римская империя построила сеть дорог, по которым римские легионеры, наместники и сборщики налогов могли добраться до самой отдалённой провинции. По тем же дорогам пошли благовестники, неся свет Евангелия в самые отдалённые провинции. Гордый Пилат полагал, что имеет власть над Иисусом. Но Иисус напомнил ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Безумец Нерон надеялся запугать репрессиями последователей Христа, но, зажигая факелы из христианских мучеников, сам того не ведая, возжигал огонь веры в тысячах сердец. Карл Великий, Наполеон, даже Гитлер своими поступками, сами того не желая, исполняли пророчества Книги Даниила и тем самым сыграли свою роль в Божьем плане спасения.
Беспристрастный взгляд на историю мира не может не заметить: несправедливая, жестокая и порой откровенно безбожная власть нередко служила для исправления народа, отвергающего Господа и Его Слово. За примером далеко не будем ходить. Все потрясения, которые испытала Россия в XX веке, — результат того, что долгие столетия отвергала Евангелие, поклоняясь бездушным идолам и лелея мёртвые традиции. Но, пройдя через страдания, народ России сегодня вновь обращается к Богу и жаждет Его Слова. В ответ Господь посылает нашей стране мудрых руководителей, которые, мы надеемся, смогут достойно служить своему народу.
Вновь мы убеждаемся в истинности Слова Божьего. Апостол Павел вовсе з «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Библия учит повиноваться любой, даже несправедливой с нашей точки зрения, власти. Пример повиновения показал Сам Господь. Иисуса обвинили в покушении на власть кесаря, чтобы приговорить к смертной казни. Однако Он не был виновен! Он не противился римской власти, не призывал к восстанию против поработителей, напротив, неоднократно показывал пример, как воздавать Богу Богово, а кесарю кесарево. Будем ли мы, любящие Господа и верующие в Него, поступать иначе? Если Иисус не противился бесчестной власти фарисеев и саддукеев, безбожной власти Пилата, то будем ли мы принимать участие в митингах, демонстрациях, забастовках против нынешних властей? Если Он не осудил Пилата, не призывал предать геенне огненной фарисеев и мытарей за их лицемерие и ложь, станем ли мы бороться с нашим правительством, президентом, губернатором или мэром, которые делают для нас немало доброго?
Что может Церковь?
Библия расширяет понятие повинове¬ния. Удивительно слышать из уст гражданина рабовладельческого государства, где мотивом подчинения чаще всего был страх, такие слова: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро, и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:4, 5). Об этом же говорит и апостол Пётр: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:13-17).
Мы ежедневно видим в новостях, что происходит в тех странах, где государственная власть ослаблена, не пользуется авторитетом либо запятнала себя преступлениями против собственного народа: там царят анархия, хаос, беспорядок, идут гражданские войны. Поэтому христианам необходимо поддерживать своё прави¬тельство. Церковь не может, да и не должна заменить собой собес, милицию и поликлинику. Церковь не может действовать так, как государство, потому, что Церковь действует любовью, а не насилием. Только любовью мы можем служить нашему Отечеству. Церковь может наполнить сердца людей верой и милосердием, сознание — здравым смыслом, тела — здоровьем. Церковь должна не только словом, но и примером, и делом проповедовать крепость семейных уз, здоровый образ жизни, честный труд. Уверовавший в Бога наркоман не представит более угрозы обществу. Дети любящих родителей не станут беспризорниками. Родители могут рассчитывать в старости на заботу верующих детей, а не социальных работников. Молодые люди с хорошим образованием и без вредных привычек приобретут хорошую профессию и будут честно трудиться на благо общества, а не пополнять собою криминальные круги.
«Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (1 Петр. 2:13),
Быть светом миру и солью земли, облагораживать мир вокруг себя — вот призвание верующих, В этом свете особенно нуждаются власть имущие. Как же они увидят его, если мы откажемся им светить своей поддержкой, своими молитвами? Господь велит нам совершать молитвы за руководителей нашей страны, города, предприятия: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2:1-3).
Как часто на наших богослужениях, молитвенных собраниях, в личных молитвах мы следуем этому совету?
Слово Божье призывает нас исправно платить налоги: «Для сего вы и подати платите, ибо они — Божий служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6).
Налоги идут на содержание государственных служащих, армии, милиции. А как они распоряжаются этими средствами, судить не нам, а Богу: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Но если мы уклоняемся от уплаты налогов, то становимся повинными в нарушении Божьего повеления.
Сам Христос не делал этого, Он велел отдавать «кесарево кесарю». Неужели мы не послушаем Его?
Безусловно, затронутые нами вопросы непросты, они требуют более глубокого молитвенного исследования. Да, возможно, нам сегодня, так же, как и христианам Древнего Рима, бывает трудно понять сказанное в 13-й главе Послания к Римлянам. Порой очень хочется критиковать власти предержащие, протестовать против творящейся вокруг несправедливости. Но Библия учит нас, что, даже если мы не всё понимаем, мы должны следовать повелениям Господа, и тогда испытаем на себе Его благословение. Давайте же испытаем Господа и в нашей активной поддержке того доброго, что делают начальствующие в нашей стране!