ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ САМИХ СЕБЯ? Что вы думаете о людях, которые говорят, что любят себя? Воспитываете ли вы в своих детях любовь к самим себе? НАДО ЛИ НАМ СЕБЯ ЛЮБИТЬ? Да и что вообще значат слова “любить самого себя”? Когда заходит разговор на эту тему, все сразу вспоминают древнегреческую легенду о Нарциссе. Это был такой прекрасный юноша, что, когда он увидел свое отражение в воде, то влюбился в самого себя и сидел на берегу реки, пока не умер от неразделенной страсти и был превращен богами в цветок. Таким образом, даже язычники-греки считали Нарцисса отрицательным персонажем и осуждали самовлюбленность. А вот, вроде бы, позитивный пример. Раньше многие из нас зачитывались фантастическими романами Ивана Ефремова. Если не ошибаюсь, в книге “Туманность Андромеды” описывается коммунистический рай на земле. Вероятно, помня легенду о Нарциссе, автор пишет, что в том идеальном мире люди не будут много думать о себе. Например, зеркала в домах будут не висеть стационарно, как сейчас, а обязательно закрываться. Утром человек подойдет к зеркалу, приведет себя в порядок и тут же зеркало закроет, чтоб весь день думать только о других и заботиться о них. И возникает вопрос: настоящий христианин — это самовлюбленный Нарцисс или самозабвенный житель коммунистического рая? Даже в Писании, на первый взгляд, в этом вопросе неразбериха. Скажем, в Евангелии от Марка 8:34 читаем: “кто хочет идти за Мною, отвергнись себя”, т.е. отбрось свое “Я”, откажись от своего естества. Но уже в 12 главе 31 тексте находим слова: “Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет” [!]. Так может (или должен) христианин любить себя или нет? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся на 6000 лет назад, в Эдемский сад. Бытие 1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Человек не мог иметь большее положение, достоинство или, говоря библейским языком, большую славу; подобно этому в притче о блудном сыне (Луки 15:31) отец сказал старшему сыну: “ты всегда со мною, и всё мое твое”, потому что не мог дать ему большего. Тот и так владел всем его имуществом. К огромному сожалению, в Эдеме недолго царствовали гармония и мир. Бытие 3:4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их [плоды дерева познания добра и зла], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. 11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. В этом потрясающем рассказе грех подобен цепной реакции, скажем, взрыву или пожару: искушение гордостью — сомнение в Божьем слове — греховный поступок — стыд за себя — ужас перед Богом — изоляция от Бога. В считанные минуты прародители деградировали в геометрической прогрессии! Теперь Адам и Ева осознали свой поступок и почувствовали душевную боль. Логичная реакция человека в такой ситуации — самооправдание и перекладывание вины на других. Имеет ли это древнее, но такое известное повествование отношение к нашей теме? Самое прямое. Можно ли любить человека, который благородно шел на верную смерть, чтобы только не расставаться с любимой женщиной, а через несколько мгновений трусливо эту женщину “сдал”? Подлецов и предателей не любит никто, даже они сами. ЛЮБИТЬ КОГО-ТО МОЖНО ЛИБО ИНСТИНКТИВНО, как у животных самка кормит и защищает детенышей, чтобы через год даже не узнавать их, ЛИБО ВИДЯ В ЭТОМ СУЩЕСТВЕ ЧТО-ТО ЦЕННОЕ. Любовь к себе всегда основана на достоинстве человека и его самооценке. ПОТЕРЯВ БОЖЬЮ СЛАВУ, ЧЕЛОВЕК ПОТЕРЯЛ ОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ЦЕННОСТИ. Несмотря на это, мы хотим быть любимыми. Потребность человека в любви является такой же безусловной, как потребность в еде или безопасности. Другое дело, что грех всё исказил, и любовь к себе в том числе. Слава человека описана в этом рассказе при помощи образа наготы и ее производных: стыда и одежды. Уже в конце второй главы мы находим замечание, что “были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились”. Они были одеты светом Божьей славы. Потом наступило горькое прозрение, когда они стали смотреть на свою плоть, ведь сами по себе, без Бога, люди достойны даже не ненависти (для ненависти они слишком жалки), а разве что презрения. Незнакомый прежде стыд и осознание необратимой потери вынудили их пошить себе набедренные повязки, будто проблема была у них ниже пояса, а не в голове. Сам по себе человек может лишь прикрыться самоправедностью и гордыней, ничего больше. Давайте посмотрим, что в этой ситуации сделал Бог. Бытие 3:14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. 16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. 17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. 21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. Господь сделал две вещи. Он решил проблему и причины, и следствия. Бог-Сын обещал не оставить людей на произвол судьбы наедине с проклятой землей, рабским трудом, семейной тиранией, родовой болью, а главное, с их собственной гордыней, сомнениями и самоправедностью. Именно это греховное естество человеку нужно будет отбросить, чтобы взять свой крест. А еще Он сказал: “Хотя вы поставили себе нового князя мира сего и его слушаете, а Меня, вашего Творца, стыдитесь и страшитесь, Я вас не брошу. У Меня есть план, как крепко поссорить вас с этим новоявленным хозяином, который уж слишком раскомандовался. Мало того, через 4000 лет Я лично вернусь сюда, чтобы в муках пролить за вас Свою кровь так, как сейчас ее прольет этот ягненок”. И вместо смоковных листьев Бог покрыл тела первых людей кожаной одеждой. КАЖДЫЙ ИЗ НАС — ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Не сам по себе, а по великой милости Божьей. БОГ ОЦЕНИЛ КАЖДОГО ИЗ НАС В ЦЕНУ ЖИЗНИ СВОЕГО ЕДИНОРОДНОГО СЫНА. Ради каждого человека в отдельности (!) Господь от вечности приготовил план спасения. Каждому в отдельности Он дал Святого Духа. За каждого в отдельности умер на кресте. Ради каждого в отдельности пересотворит Землю. Каждому в отдельности даст вечную жизнь. ГОСПОДЬ НИКОГДА НЕ ПЛАНИРОВАЛ, ЧТОБЫ НАША САМООЦЕНКА ДАЖЕ ЧАСТИЧНО ЗАВИСЕЛА ОТ НАС САМИХ! НАМ НАДО СМОТРЕТЬ НА БОЖЬЮ СЛАВУ В НАС, А НЕ НА НАШУ ПЛОТЬ. Больше нет Божьего света на наших бедрах и плечах, но есть кровь Голгофского креста, омывающая нас от всякого греха! ПОЭТОМУ ПОЛЮБИТЬ СЕБЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПО ВЕРЕ, ТОЛЬКО ВЕРНУВШИСЬ К НЕБЕСНОМУ ОТЦУ. Без веры это будут либо смоковные листья самоправедности и т.н. порядочности, либо самобичевание и самоненавистничество. Именно здесь ответ на вопросы, скажем, об отвержении себя и несении креста. Если мы знаем основание нашей ценности, нашего личного достоинства, то будем готовы рискнуть своими интересами и репутацией ради Бога и других людей. Поэтому книга Откровение описывает, как спасенные складывают свои короны к ногам Иисуса. Они знают, от Кого зависит их самооценка, и не пытаются поднять ее сами. Если Бог любит нас, значит, видит в нас нечто ценное! Именно потому, что мы изначально ценны для Него, Он послал за нас на смерть Своего Сына. Именно потому, что мы, так сказать, “в оригинале” ценны, нам стоит каяться и получать спасение, а не махать на себя рукой и идти на дно. ЛЮБОВЬ К СЕБЕ — ЭТО ЧАСТЬ ВЕЛИЧАЙШЕЙ ЗАПОВЕДИ. Если бы не так, то, получается, Библия учит нас Бога и ближнего любить, а себя ненавидеть! Не может быть, ведь любовь к себе, мир с самим собой — важный компонент счастья каждого из нас. ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ “ЛЮБИТЬ САМОГО СЕБЯ”? Согласно прочитанной истории, это значит: - верить в то, что я образ и подобие великого и святого Бога; - верить в то, что Бог сотворил меня для счастья вечной жизни; - не стыдиться самого себя: считать себя достойным любви, заботы и похвалы; - не пытаться основывать свое достоинство и самооценку на своих действиях или мыслях, хороши они или плохи (!); - выбирать не из двух зол, а отвергать даже хорошее ради превосходного: скажем, Адаму нужно было выбирать не между, как он считал, жалким существованием без Евы и смертью, а между доверием и недоверием Богу. Также настоящая любовь к себе не зависит от моих достижений или ошибок, побед или грехов; она не зависит от моего прошлого или моих эмоций; она не зависит от общественного мнения или любых материальных аспектов. НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ К СЕБЕ ОСНОВАНА НА САМОЙ ПОСТОЯННОЙ ВЕЛИЧИНЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ — БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ ЛИЧНО КО МНЕ! При диктатуре пролетариата насаждали коллективизм, безынициативность и уравниловку. Теперь общество ударилось в другую крайность — человеку постоянно внушают: “Ты особенный! Ты не такой, как все! Забудь о других!” Но мы не должны сворачивать с Божьего пути ни направо, ни налево. Христос говорит, что Бог, ближний и я сам — гармоничные части Божьей вселенной: Марка 12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. ЛЮБИТЬ САМОГО СЕБЯ — ЗНАЧИТ СМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ БОГА. Вот так: Иеремии 31:20 Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь. Во свидетели призываю сегодня небо и землю, что каждый из вас может поставить здесь свое имя! …Я хотел укрыться, но не знал, в какую щель, И одеться в листья непорочности своей. Но Голос был из плоти, и заплакала земля. Дивно я устроен вечно жаждущим Тебя.
В Мой Мир
|