Мрачный, небрежно одетый, король Филипп V заперся в одной из комнат дворца и никого не впускал. Испания нуждалась в твердом и уверенном руководстве, но король не желал решать проблемы государства. Он был настолько угнетен тоской и печалью, что не слушал никого - ни высокопоставленных придворных, ни саму королеву Елизавету, умолявших Филиппа вернуться к своим обязанностям. В Мадриде именно тогда находился известный итальянский певец. Узнав об этом, королева решила попробовать с его помощью изменить ситуацию. Фаринелли получил приглашение во дворец. Встретившись с певцом, Елизавета изложила свой план... Фаринелли провели в комнату, примыкавшую к той, где закрылся король. Через мгновение зазвучало его чарующее пение. Фаринелли исполнил несколько арий, и произошло чудо: король открыл дверь и приказал привести певца к себе. Фаринелли пел - король слушал. Так продолжалось несколько дней. Наконец Филипп предложил певцу самому выбрать себе вознаграждение. Фаринелли попросил царя вернуться к своим обязанностям. И Филипп V... согласился. То, чего не могли сделать слова, сделала музыка. Она наделена необычайной силой. Музыка - часть нашей жизни. Без музыки жизнь становится бесцветной и унылой. Под звуки колыбельной засыпает младенец... Всесильный король слушает хор «Аллилуйя» Генделя и, потрясенный величественными звуками, поднимается с места в знак уважения перед Богом, своим Господином... Старичок на скамейке в парке погрузился в воспоминания и отбивает ногой ритм парадного марша, который звучит в его памяти... Из огромных колонок во всю мощь несется рок-музыка, а около сцены визжат и беснуются подростки... Старый гимн пробуждает почти умершие воспоминания, и блудный сын начинает свой путь домой... Старичок и уснувший младенец, беснующиеся подростки и смиренный король, блудный сын, которого мучат угрызения совести, - все они схожи в одном: они подчинились музыке и ее влиянию. Сегодня огромные деньги вкладываются в концерты, музыку для рекламы, киномузыку, музыку для ресторанов, кафе и баров. А стоит ли? Исследования показывают, что суммы велики не потому, что кто-то слишком щедр. Во время Второй мировой войны в Англии и Америке в цехах фабрик и заводов звучала тщательно подобранная музыка, которая повышала трудоспособность рабочих. Музыка звучит в торговых залах супермаркетов и универмагов, чтобы покупатели проводили в магазине больше времени и, соответственно, тратили больше денег. В Англии недавно был проведен очень интересный эксперимент: в винных магазинах и винных отделах, где продаются вина разных стран, звучала музыка этих стран. Так вот, когда звучала немецкая музыка - увеличивалась продажа немецких вин, хотя до этого лидировали французкие; зазвучала французкая музыка - вновь на 1-м месте оказались французкие напитки. Было установлено: в школах тихая, спокойная музыка улучшает поведение учеников. Выяснилось, что с помощью музыки можно манипулировать людьми, заставляя их совершать добрые или плохие поступки. Музыка, которую слушают в тот или иной исторический период, очень многое говорит о культуре и нравственности соответствующего поколения. Сегодняшняя подростковая культура стоит на «трех китах»: секс, насилие, наркотики. Могла ли рок-музыка, популярность которой растет с каждым днем, привести к этому? Рок-музыка - самая востребованная и популярная в настоящее время, она звучит даже на богослужениях в некоторых христианских церквях, поэтому уделим ей особое внимание. Эффекты музыки Музыка включает в себя ритм, мелодию и гармонию. Ритм больше действует на подсознание, отвечающее за автоматические функции, биологические ритмы и инстинкты. Мелодия и гармония влияют на систему, которая ответственна за эмоции и чувства и переводит звуковые сигналы в соответствующее настроение. Неокортекс (лобные доли полушарий) представляет все сенсорные данные, различает значения, решает и действует. В этой части мозга много зон, где обрабатывается вся МУЗЫКА. Музыка производит изменение в мозговых потоках. Для лучшего понимания мы их вкратце опишем. БЕТА-ВОЛНЫ участвуют в оживленной интеллектуальной деятельности мозга, направленной к внешнему миру. В бетаволнах рождается стресс. АЛЬФА-ВОЛНЫ - это релаксация, размышление, воображение. Их активность возрастает, когда мы закрываем глаза и уши. ТЕТА-ВОЛНЫ сопутствуют глубокому мышлению, а также состоянию сна. ДЕЛЬТА-ВОЛНЫ соответствуют глубокому сну без сновидений. Они определяют и клинические состояния потери сознания. Уравновешенная классическая музыка меняет работу мозга от бета-волн к альфа-волнам. Это происходит из-за того, что увеличивается выделение мелатонина, способствующего психическому успокоению и релаксации. А рок-н-ролл и ритмизированная музыка образуют дельта-волны. Прослушивание рок-музыки вызывает нарушения в нейронных структурах лобных долей, связанных с памятью и привычками. Удары барабана, характерные для рок-музыки, изменяют электрический ритм мозга. От частоты ударов и громкости зависит уровень выделения опиоидов (опиоид - наркотик) и сексуальных гормонов, а это приводит мозг в состояние повышенного стресса. М. Джаггер, рок-певец, заявляет: «То, что мы сочиняем, называется Шум! И больше ничего! Будьте так любезны назвать это Музыкой». Исходя из вышесказанного, можно определить следующие биологические эффекты музыки: Эндокринные эффекты. В статье о джазе и ритмизированной музыке словарь «Малый иллюстрированный Ларуссе» констатирует, что подобная музыка стимулирует определенные железы, а джазовая - сексуальные железы. Элвис Пресли считал слова «рок» и «секс» синонимами. Кардиологические эффекты. Ритм ударов сердца таков: сильно-слабо, сильно-слабо. Здоровая музыка сохраняет этот естественный ритм. А рок-музыка акцентирует второй и четвертый удары, вызывая другой ритм: слабо-сильно, слабо-сильно, противоположный естественному ритму сердца. Синкопа - так называется этот измененный ритм - используется различными музыкантами для более нервных и притягивающих произведений. Динамические эффекты. В «произведениях» современной музыки усиление играет важную роль. Повышенная громкость оказывает чрезмерное давление не только на барабанные перепонки, но и на всю поверхность тела. «Человек, в сущности, ритмичное существо, - подметил один писатель в «American Mercury» еще в 1961 г. - Существует ритм дыхания, сердцебиения, речи, ходьбы и т. д. Полушария головного мозга день и ночь находятся в постоянном состоянии ритмического колебания. Для поддержания состояния целостности необходимо, чтобы человек не находился долгое время под влиянием определенного ритма, который не гармонирует с естественным ритмом сердца». Когда тело подчиняется внешним ритмам, появляется склонность к привыканию. Солдаты, например, маршируют в такт ударам барабана. Когда удары замедляются, солдаты, за исключением хорошо обученных, возвращаются к естественному ритму тела и шагают уже не в ногу. Люди, слушающие ритмичную музыку, хорошую или плохую, часто начинают притопывать в такт ногой или пощелкивать пальцами. Приспособление ритма тела к внешним ритмам не вредно до тех пор, пока они согласуются с естественным ритмом. Но что же происходит, когда тело подчиняется ритмам, свойственным рок-музыке? Ллойд Лено в своей статье «Музыка: как она влияет на все существо» доказывает, что из всех чувств слух оказывает самое большое влияние на автономную нервную систему. Музыка действительно влияет на наше духовное состояние и даже на электролитическое равновесие в крови. Определенный вид музыки может замедлить нашу реакцию на некоторые возбудители, в то время как она (реакция) может быть ускорена другими факторами (как, например, цвет и прикосновения). Повторяющиеся «тяжелые» ритмы действуют на мозг гипнотически и серьезно влияют на его реактивные способности. «Рок своим громким настойчивым ритмом возбуждает сексуальные чувства, увеличивает искусственным путем сексуальное напряжение. Майкла Джексона спросили о причине его сексуальных жестов во время концертов. Он ответил, что это происходит бессознательно. «Музыка побуждает меня к таким жестам. Я не задумываюсь о них. Просто так происходит. Я - раб ритма». Рок-музыка вводит в состояние эйфории и опьянения, этим и объясняется ее успех. Под влиянием этой музыки можно прийти к полному самозабвению. В особенности на больших концертах можно наблюдать состояние, близкое к экстазу. «Экстаз» буквально означает «выйти из себя», «бегство от действительности», это состояние эйфории, когда человек теряет контроль над разумом. У слушателей «тяжелого металла» нарушены психофизиологические механизмы зависимости. Если они не слушают рок в течение недели, их общее состояние здоровья ухудшается, они становятся более раздражительными, начинают дрожать, пульс становится нерегулярным. Рок оказывает не только психологи¬ческое влияние, но и биохимическое, сравнимое с действиями веществ, вызывающих приятное состояние, типа морфия. Эффект ВЕАТ-а (удара) на организм (12 психофизиологических эффектов): • потеря ощущения времени • физическое возбуждение (повышенная активность) • ослабление мышечной способности (на 70%) • ухудшение концентрации • нарушение способности принимать решения • беспокойство • проявление гнева • рост артериального давления • рост сексуального инстинкта и др. «Низкая частота вибраций бас-гитары вместе с постоянным ритмом ударных поражает спинномозговую жидкость. Это нарушает деятельность железы, которая отвечает за выделение гормонов в тело. Рок управляет менструальным циклом женщины» (Even Ruud, Musikk som kommunikasjon, 1990). Постоянные ритмичные звуки ударных и долгий, ритмичный, монотонный звук приводят в состояние транса. Доказано, что подростки часто впадают в гипнотический транс под влиянием рока. Тогда, когда контроль над разумом потерян, демоническое влияние берет в человеке верх. Человек входит в состояние, когда он кричит, визжит, кусает, раздирает одежду в продолжительном экстазе. Ник Кон не претендует на то, что он морально безупречный христианин, но вот как он описывает концерт английской группы «Роллинг Стоунз» и ее главного исполнителя М. Джаггера: «Он пел, но его невоз¬можно было услышать из-за криков, доносился только мрачный фон, ритм... В узких кожаных брюках ...он был невыносим... и непристоен». Затем Кон говорит об открытии, сделанном после представления: «Там был странный запах... Девушки кричали так громко, что не сдержали себя. И не одна или две, а многие, так что пол был пропитан, и запах был отвратительным» ( Кон, Христианин и его музыка, с. 78). Какое влияние оказывает музыка на животных? Для проверки влияния музыки на животных были проведены исследования. Для наблюдений отобрали 72 морские свинки одной и той же генетической ветви. Разделили их на три группы и в течение трех недель проводили над ними эксперимент. • Контрольная группа осталась в лаборатории, на обычном месте проведения опытов. Она была окружена обычными немузыкальными звуками. • Вторую группу поместили в комнату, где звучала классическая музыка громкостью 80-85 дБ, что представляло средний уровень громкости. • Третью группу поместили в комнату с рок-музыкой такой же громкости, как и классическая. Через три недели каждая из трех групп морских свинок прошла лабиринт. Вот каковы были результаты: Контрольная группа, остававшаяся без музыки, выполнила задание за 5 минут. Группа, слушавшая классическую музыку, - за 1,5 минуты. Группа, слушавшая рок-музыку, - за 30 минут. Шерсть свинок этой группы потеряла блеск. Некоторые из них стали агрессивными, дошли до каннибализма, другие были сонными и невнимательными. Команда, которая провела этот опыт, решила выяснить, может ли ритм рока, меняющий поведение, повредить и мозг. При исследовании обнаружили, что нервные клетки мозга животных, слушавших рок-музыку, деформировались, они удлинились и чрезмерно разветвились, что было отчетливо видно под микроскопом. Каково влияние музыки на мир растений? Экспериментально было доказано влияние музыки на растения. В течение 4-х недель растения подвергались продолжительному музыкальному воздействию. Выяснилось следующее. При рок-музыке: • растения направились к усилителям; • неправильно выросли; • не расцвели; • через 3 недели стали умирать; • через 4 недели все умерли. При классической музыке: растения уклонились от усилителей; выросли на 5 см. «Определенные музыкальные стили удваивают и ритм роста растений, и их размеры, а семена растений при такой музыке сохраняют свои генетические свойства» (Allan Bloom, The Closing of the American Mind, p. 141-145). Влияние музыки на новорожденных «Утробный плод в первые месяцы предпочитает музыку Моцарта и Вивальди. На рок он реагирует агрессивно! При спокойной классической музыке он быстрее набирает вес и более эффективно использует кислород. Музыка не только меняет метаболизм, мышечный тонус, кровяное давление, пищеварение, внутренние выделения и дыхание, но и способна произвести эти перемены более качественно, чем любой другой препарат» (Julius Portnoy, Music in the Life of Man, 1963).
В Мой Мир
|