В настоящее время недостаточное внимание уделяется культуре поведения. Многим людям, хотя и обладающим в принципе добрым сердцем, не хватает любезности в манерах. Приветливость и вежливость - очень ценные человеческие качества, и их необходимо развивать в детях и родителям, и учителям. Каждый может иметь доброжелательное выражение лица, ласковый голос, обходительные манеры - орудия сильнейшего влияния на человека. Детей всегда привлекает веселый, жизнерадостный взгляд. Проявляйте в отношениях с ними благожелательность и вежливость, и они проявят то же по отношению к вам и друг к другу. Настоящая вежливость - это не просто следование правилам этикета. Пристойность поведения - это то, к соблюдению чего стремились люди во все времена. Там, где не идут на компромисс с принципами, уважение, проявляемое к окружающим, создает атмосферу мира и согласия. Настоящая вежливость не требует жертвовать принципами ради условностей. Подлинная вежливость не является привилегией определенной касты, она воспитывает чувство собственного достоинства, уважает достоинство другого человека, замечает каждую личность в огромном человеческом обществе. Существует, однако, опасность придавать слишком большое значение манерам и производимому впечатлению, сводя к этому все воспитание. Современная жизнь часто сопряжена с тяжелым, даже изнуряющим трудом, необходимым для удовлетворения обычных жизненных потребностей. Еще больше усилий требуется для того, чтобы облегчить бремя нищеты и невежественности этого мира. Все это не оставляет места для условностей. Сущность подлинной вежливости - это уважение других. Мудрое, достойное воспитание учит доброжелательности и общительности. А культура, не способная воспитать молодежь в почтительности к родителям, уважении к их возрасту, терпении к их недостаткам и чуткости к их нуждам, культура, не преобразующая человека в уважительную и благородную, полезную и учтивую во всем личность, несостоятельна. Настоящее совершенствование мыслей и манер возможно только в школе Божественного Учителя. Его любовь, наполняющая сердце, придает характеру такие облагораживающие штрихи, что человек становится похожим на Него. В результате такого воспитания приобретаются достоинство и пристойность, рожденные свыше, появляются приятность характера и мягкие манеры, с которыми никогда не сравнится поверхностный лоск модного общества. Самый ценный трактат по этикету, когда-либо написанный, - это драгоценное наставление, данное Спасителем через апостола Павла: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоан. 13:34). А что такое любовь? «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (1 Кор. 13:4-8) Бог особенно ценит, когда мы с искренним уважением относимся к пожилым людям. Он говорит о них: «Венец славы - седина, которая находится на пути правды» (Прит. 16:31). Только пожилые люди могут рассказать нам о былых сражениях и одержанных победах, о перенесенных тяготах и стойкости перед искушениями. Их седина поведает нам об утомленных, чей отдых близок, о местах, которые скоро будут пустовать. Внушайте детям с вежливостью относиться к ним. Пусть дети уровняют путь престарелых своей чуткостью и уважением и достигнут благословения и успеха в своей молодой жизни, так как следовали повелению: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца» (Лев. 19:32). И родителям, и учителям необходимо помнить и ценить ответственность, возложенную на них Богом, сделавшим их Своими представителями перед детьми. Характер взрослых, проявляемый в повседневной жизни, будет истолковывать ребенку к добру или ко злу такие слова Бога: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псал. 102:13); «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Исайи 66:13). Счастлив тот ребенок, в ко¬тором эти слова пробуждают любовь, благодарение и доверие, которому нежность, справедливость и долготерпение отца, матери или учителя свидетельствуют о любви, справедливости и долготерпении Бога. Такой ребенок, доверяя, покоряясь и уважая своих земных наставников; научится доверять Богу, слушать и почитать Его. Тот, кто передает ребенку или воспитаннику такие качества, наделяет его сокровищем более драгоценным, чем сокровища всего мира.
В Мой Мир
|