Библия сегодня почти в каждом доме. Когда вас убеждали её приобрести, то, конечно, обещали, что в ней вы не только найдёте ответы на все вопросы, но и обретёте хорошее средство от стрессов. Только вот почему-то вопросов и стрессов у владельцев чудесной Книги меньше не становится! Почему? А вас не предупредили, что многие неприятности и переживания происходят именно потому, что у вас дома есть Библия? Я не шучу! Если вы приобрели Библию, то несёте ответственность за пребывание Бога в вашем доме. Ведь Библия — это живое Слово Бога. Сам живой Бог поселяется в доме и реально влияет на нашу жизнь: благословляет, если прислушиваемся к Его Слову, или проклинает, если Словом Его пренебрегают.
Так для чего Бог в моём доме? Ответ будем искать во 2-й книге Царств 6:1-12.
КОВЧЕГ ЗАВЕТА - СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ
После того как народ израильский поселился в земле обетованной, ковчег, ранее помещавшийся в скинии — палатке-храме, несколько раз менял место пребывания. В течение долгих лет (историки называют разные цифры — от 70 до 100) ковчег Божий оставался в Ваале Иудином — городе, который по-другому ещё назывался Кириаф Фиарим.
Царь Саул во время своего правления не проявлял интереса к ковчегу Завета, зато причинил немало горя священникам и пророкам. Царь Давид, напротив, всегда действовал в согласии с советами священников и пророков и относился к ковчегу с величайшим благоговением. Когда власть Давида укрепилась и враги больше не осмеливались нападать на его землю, он решил осуществить своё заветное желание: перенести ковчег в Иерусалим, чтобы сделать столицу ещё и религиозным центром. Перенесение ковчега должно было стать важным политическим событием, придав Иерусалиму особый статус в глазах израильтян, что способствовало бы объединению нации.
Что же представлял собой ковчег Завета, который так почитали?
Ковчег (евр. арон) — это ящик, сделанный руками человеческими по чертежам Божьим из драгоценного дерева ситтим и обложенный золотом. Его украшали фигуры двух херувимов, стоящих друг против друга на крышке, взгляды их были направлены вниз, на крышку. Помещался ковчег за завесой скинии. Лишь раз в году первосвященник мог войти за завесу, чтобы покропить на золотую крышку кровью козла, закланного за грех народа. Жертвенное животное указывало на грядущую истинную Жертву, которая будет принесена за грехи всего человечества. Кровь козла символизировала кровь Иисуса Христа, пролитую на Голгофе.
В ковчеге лежали две каменные доски — скрижали, с начертанным на них Законом Божьим, который является выражением характера Самого Бога. Когда Бог приходил к Своему народу, над крышкой ковчега появлялось облако.
Ковчег, главная святыня народа израильского, был зримым знаком Божественного присутствия, гарантией Его заботы и охраны. В Книге Числа прописаны строгие правила по хранению, перемещению и участию ковчега в священнодействиях. За транспортировку и хранение святыни отвечали левиты из рода Каафова. Носить ковчег следовало на плечах, используя специальные шесты. Две повозки и четырёх волов
получили сыны Гирсоновы, четыре повозки и восемь волов — сыны Мерарины, по роду служб их, под надзор Ифамара, сына Аарона, священника. А сынам Каафовым повозок и волов не полагалось, потому что «на плечах они должны носить». Отверстия для шестов располагались снизу, и когда ковчег несли, он возвышался над головами людей, как Бог над Своим народом.
Ковчег всегда несли впереди, признавая право Бога быть во главе Своего народа (Ис. Нав. 3:14). Лишь в исключительных случаях священникам предписывалось идти пред ковчегом и трубить трубами. Всё это свидетельствует о трепете и глубочайшем смирении, которое люди испытывали, общаясь со Святым Богом. Перед путешествием ковчег укрывали покрывалами, так как непосвящённый, взглянув на ковчег, мог умереть. Служители перед перемещением ковчега проходили специальный обряд очищения.
Нарушение правил обращения с ковчегом влекло за собой наказание — смерть.
ПРОКЛЯТИЕ ДОМА АМИНАДАВА
А теперь давайте посмотрим, как было выполнено поручение Давида о доставке ковчега в Иерусалим.
Заметим, что решение перенести ковчег царь принимает после совета с народом и вождями, хотя ему следовало бы обратиться, прежде всего, к священникам, отвечавшим за священные предметы (1 Пар. 13:14): «Если угодно вам, и если на то будет воля Господа Бога нашего, пошлём повсюду к прочим братьям нашим, по всей земле Израильской, и вместе с ними к священникам и левитам, в города и селения их, чтобы они собрались к нам; и перенесём к себе ковчег Бога нашего, потому что во дни Саула мы не обращались к нему. И сказало всё собрание: „да будет так", потому что это дело всему народу казалось справедливым».
Царь забыл, что инициировать перемещение ковчега может только Сам Господь. Ни в коем случае нельзя идти впереди Бога!
За первой ошибкой последовала вторая; ковчег, вопреки повелению, поставили на колесницу. Автор дважды подчёркивает, что колесница была новая. То есть, оказали почтение святыне. Но вот вопрос: можно ли назвать такую заботу благоговением, если в главном люди поступают против воли Божьей?! Вина за отступление от закона лежала не только на тех, кто непосредственно перевозил ковчег, но на всё у народе, так как все единодушно одобрили переезд ковчега. И не нашлось ни одного священника, ни одного старейшины, ни одного вождя, кто остановил бы святотатство! Дом Аминадава, в котором хранился
ковчег, стоял на холме. Это значит, что перевозка ковчега по крутому склону была сопряжена с опасностью его уронить. Однако и это обстоятельство не остановило людей. Управлять колесницей поручили Озе и Ахио, сыновьям Аминадавовым. Глава семейства и его старший сын, Елеазар который имел обязанность и посвящение заботиться о ковчеге, к этому времени, вероятно, уже умерли. Теперь эта обязанность перешла к младшим детям — Озе и Ахио. Но одно дело — хранить, другое — переносить. Оза и Ахио не принадлежали к роду Каафову и не имели на это права (1 Пар. 15:13). Похоже, они даже не прошли обряд очищения перед торжественным актом.
И ещё одно нарушение: Ахио шёл пред ковчегом, что категорически запрещалось. Горькая ирония звучит в рассказе о том, как Давид и все сыны Израилевы (2 Цар. 6:5) «играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах». Устами прославляли они Бога. Не делами оскорбляли Его.
Не происходит ли что-то подобное в современных церквях, где много славословия, музыки, воздействующей на чувства, но Бог унижен, так как закон Его отвергнут? Как это опасно!
И вот печальный итог путешествия: (2 Цар. 6:6-7): «Когда дошли до гумна Нахонова, Оза простёр руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там, у ковчега Божия».
То есть самый опасный участок им удалось проехать благополучно. Инте¬ресно, что хозяина гумна в параллельной истории называют другим именем: Хидон (1Пар.13:9). Значение имени Нахон переводится как «ровный, гладкий», а Хидон означает «поражение, смерть». Так и поражение Озы произошло всё равно что на ровном месте, внезапно. Ничто, казалось, не предвещало беды. Она пришла неожиданно и подействовала отрезвляюще на всех участников торжественной церемонии, в том числе и на Давида. Если люди возвышают себя над Богом, игнорируют Его волю, трагедии не избежать. Имя Озы не случайно употребляется в рассказе 5 раз. Число 5 в еврейской символике означает книжную мудрость. Автор подчёркивает, что Оза знал правила перемещения ковчега, но пренебрёг ими, за что и пострадал. Но пренебрёг святостью ковчега не он один — весь народ виновен, включая высшее руководство!
Не происходит ли что-то подобное в современных церквях, где много славословия, музыки, воздействующей на чувства, но Бог унижен, так как закон Его отвергнут?
Представьте себе на минуту, что события развивались бы иначе: Оза не поддерживает падающую святыню, ковчег падает, покрывала сваливаются с него, крышка отлетает в сторону, открывая его священное содержание, которое никто не должен видеть, каменные скрижали бьются одна об другую.
Бог повержен и унижен! Для народа это трагедия, сравнимая разве что со всемирным потопом! Богом избранной иудейской нации тогда пришёл бы конец. Но Бог проявляет милость, поражая за всеобщее отступление только одного человека. Христианская писательница Е.Уайт в книге «Патриархи и пророки» (с. 706 ориг.) пишет: «Таким образом, смерть одного человека могла привести к покаянию народ и предотвратить гибель многих тысяч. В этом смысле мы можем считать Озу прообразом Христа, Который умер за грехи всего человечества». «Но Господу угодно было поразить Его» (Ис. 53:10). Интересно, что имя Оза означает «сила», «крепость». То же написано и об Иисусе (Ис. 9:6): «Родился нам Бог крепкий».
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДОМА АВЕДДАРОВА
Давид остро переживает свою вину и не решается продолжать явно противное Богу дело. Он велит отвезти ковчег в дом Аведдара Гефянина (2 Цар. 6:11): «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его».
За что же Бог благословил дом Аведдара? История не открывает подробностей, одно ясно: этот человек угодил Богу, хотя по рождению не принадлежал к избранному народу. Давайте познакомимся с ним.
Имя Аведдар, или «Овед Едом», можно перевести как «раб богини Едом». Родом он из филистимского города Геф. Предполагают, что Аведдар Гефянин принадлежал к числу филистимлян, составлявших личную охрану царя Давида с тех пор, как во время скитаний Давида гефяне явили ему свою преданность (1 Цар., глава 27). Скорее всего, Аведдар принял иудейскую веру, а Давид настолько доверял ему, что предложил временно присмотреть за ковчегом. В состоянии стресса, связанного со смертью Озы, Давид снова забыл, что заботиться о ковчеге должны всё-таки левиты. Но посмотрите, что происходит! Бог благословляет дом бывшего язычника, бывшего служителя богини Едом! И что интересно: имя Аведдар упоминается также 5 раз, рак и имя Озы. Язык чисел намекает нам, что Аведдару также были известны правила обращения с ковчегом.
Язык чисел поможет нам прояснить и ещё одно обстоятельство. Три месяца Аведдар хранил ковчег. Число три тесно связано с Богом и со святилищем. Слово «месяц» (евр. ходеш) имеет ту же основу, что и глагол «быть новым». Это свидетельствует о том, что Аведдар установил с Богом новые отношения. И они отличались от тех, которые имели место в доме Аминадава. Не в этом ли причина Божьих благословений?
В данной истории два героя — левит и бывший язычник. Как по-вашему, кто из них должен был лучше знать законы священников? Кто должен был проявить более благоговейное отношение к ковчегу? От кого ожидалось большее послушание Богу? Не странно ли, что язычник оказывается по всем статьям более иудеем, чем левит? С подобными парадоксами мы часто встречаемся и в Новом Завете.
И вопрос Давида: «Как войти ко мне ковчегу Господню?» — не риторический! Царь понимает, какую огромную ответственность налагает на человека присутствие Бога в доме! Ковчег принёс горе в дом Аминадава. И благословение дому Аведдара.
БИБЛИЯ – КОВЧЕГ ЗАВЕТА
Спустя три месяца Давид решил, что его сердце и его дом готовы принять ковчег Завета не для проклятия, но для благословения. Теперь царь тщательно исполняет требования Бога, перенося ковчег в Иерусалим (1 Пар. 15:12-16): «И сказал им: вы, начальники родов левитских, осветитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа, Бога Израилева, на место, которое я приготовил для него; ибо, как прежде не вы это делали, то Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно. И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах. И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования».
Теперь, когда всё сделано правильно, славословия вполне уместны!
А известно ли вам, что ковчег находится и у вас в доме? Да, это ваша Библия! Ведь Библия — это, с одной стороны, изделие рук человеческих, а с другой — хранилище скрижалей Закона Божьего. Через неё Бог является нам и открывает Свою волю точно так же, как в древние времена в Своём святилище.
Бог в вашем доме! Мы иногда удивляемся, что боль, трагедии, переживания подстерегают нас, казалось бы, на ровном месте. «Почему Бог меня наказал?» — недоумеваем мы. История ковчега может хотя бы отчасти прояснить ситуацию.
Хочу предложить вам несколько советов для того, чтобы Библия приносила в ваш дом не проклятие, а благословение. 1 Пар. 13:6: «И пошёл Давид и весь Израиль в Кириафиарим, что в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Бога, Господа, сидящего на Херувимах, на котором нарицается имя Его»,
Кириафиарим переводится, как «город в лесной чаще». Вынесите Библию из «лесной чащи» другой литературы, позвольте ей занять особенное место в вашем доме.
Числ.18:1: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесёте на себе грех за небрежность во святилище».
Относитесь к Библии с благоговением, содержите в чистоте, не используйте в качестве подставки, не роняйте. Не подпирайте ею двери и окна и не теряйте.
Имейте экземпляр Библии, чтобы носить с собой и служить Словом Божьим другим людям. Один проповедник сказал: «Если я без Библии, я не вооружён».
2Пар 5:10: «Не было в ковчеге ничего, кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта».
Библию необходимо изучать и хорошо знать, чтобы в точности исполнить волю Господню. В этом гарантия нашей безопасности. И тогда Бог, находящийся в вашем доме, принесёт вам благословение!